Как подключить рацию в автомобиле - MIRAVTOVAZA.RU

Как подключить рацию в автомобиле

Я — на связи: установка радиостанции

svyaz

Обычно на автомобиле место для СВ-радиостанции не предусмотрено. Кронштейн закрепляем на прочной и жесткой поверхности: во-первых, вибрации для станции вредны, во-вторых, при аварии она не сорвется. Задняя панель должна вентилироваться — за ней радиатор передатчика. А к панели с динамиком свои требования: ее нельзя прижимать, так как это заглушает звук.

svyaz

В легковом автомобиле станции обычно ставят в гнездо приемника, сбоку водительского сиденья, на полке у ног переднего пассажира, иногда водружают и на панель приборов. В грузовике чаще крепят над стеклом. Обычное место тангенты — рядом со станцией, на специальном язычке. Не менее популярно крепление резинкой к кронштейну салонного зеркала.

svyaz

Антенна станции задает ей нагрузку — без нее аппарат может сгореть! Основной элемент антенны — упругий металлический штырь. Его минимальная резонансная длина теоретически должна равняться четверти длины рабочей волны. Для «си-би» это примерно 2,7 м. Но такой хлыст может погнуть крышу, поэтому производители антенн штырь укорачивают. Потери «электрической» длины частично компенсируют согласующая и удлиняющая катушки, расположенные в основании антенны или на середине хлыста.

Длина кабеля-волновода от антенны к рации не произвольная — она кратна длине волны, деленной на удвоенную диэлектрическую проницаемость изоляции. Обычная длина — от 3,6 до 4 м. Удлинять, укорачивать, пережимать или оборачивать кабель вокруг антенны нельзя, с такой «бородой» она работать не будет.

Антенну можно крепить к водосливному желобку, но тогда «стрелять» она будет в основном в сторону крыши автомобиля. Самая лучшая антенна — врезанная в середину крыши: кабель и соединения будут всегда сухими, а диаграмма работы — почти круговой. Но дырявить крышу решится не всякий, поэтому так популярны антенны на магнитном основании. Увы, у них нет хорошего контакта с «землей» — и КПД ниже. Кстати, толщина резиновой прокладки под основанием антенны влияет на работу системы. И еще: повторно ставить антенну надо точно на то место, на каком ее настраивали, иначе изменится коэффициент стоячей волны (КСВ).

svyaz

Питание обычно подключают через прикуриватель, но правильнее брать «плюс» от резервного предохранителя или отдельной розетки. В автомобиле немало электротехнических устройств, создающих помехи: высоковольтная часть зажигания, ксеноновые фары, генератор, различные реле и т. д. Поэтому на питающий провод желательно поставить фильтр, например ферритовые «защелки». Их надевают ближе к радиостанции. Есть и специальные адаптеры — такой, например, выпускает КБ «Беркут».

Антенна — это резонансный излучатель. Пока правильно не настроишь, толком работать не будет. Выбирая ее, исходим из рабочей частоты, указанной в паспорте, — для «си-би» это 27 МГц. Для согласования антенны с рацией пользуемся КСВ-метром. Подключаем его между радиостанцией и кабелем антенны. Радиостанцию включаем на рабочий канал в частотной модуляции (ЧМ) на режим передачи — и смотрим, каков КСВ. Если он больше 3,0, станция может сгореть.

svyaz

Для настройки антенны изменяем длину штыря, добиваясь КСВ, близкого к единице. Штырь приходится либо укорачивать, либо наращивать. Иногда имеет смысл дополнительно откорректировать место для антенны на крыше. После настройки на основной канал проверяем КСВ на соседних каналах — выше и ниже. Если параметр меняется, значит, антенна работает. Если у станции (например, ALAN 9001 или VEKTOR Navigator) есть встроенный КСВ-метр, с его помощью можно контролировать согласование непосредственно во время работы в разных сетках.

Дальность местной связи с настроенной антенной зависит от ее высоты над землей. Это расстояние можно примерно посчитать по эмпирической формуле: Дmах = 4,1(√ h1 + √h2), где Дmах — максимально возможное расстояние связи в километрах при условии прямой видимости; h1 и h2 — высоты антенн от земли в метрах. Естественные и искусственные препятствия на пути сигнала сокращают это расстояние. Просеки, открытая вода, работа с возвышенностей могут увеличить дальность. Солнечная активность наполняет диапазон дополнительным жужжанием и разговорами со всего света. (Особых неприятностей специалисты ждут при максимуме активности солнца в 2012 году!) Напомним: сигнал с ЧМ слышен дальше, чем с АМ, а SSB — однополосная модуляция — самая дальнобойная.

Улучшить связь усилителями невозможно. Сверхмощная станция только «пылит», мешая работать на соседних каналах. Мощности от 4 до 10 Вт достаточно для работы на расстоянии между машинами 10–15 км, — но это, как правило, предел возможного. Для сравнения: мой рекорд местной связи при мощности 4 Вт — около 46 км.

Как установить рацию на автомобиль?

О том, как установить рацию на автомобиль, часто спрашивают не только дальнобойщики, но и владельцы транспортных средств меньшего размера — небольших грузовиков, микроавтобусов и т.д. Портативное переговорное устройство на борту действительно может оказаться очень полезным – особенно, если машина выполняет дальние рейсы.

Чтобы самостоятельно установить рацию на автомобиль, нужно обладать достаточно специфичными навыками. Так что рядовым автовладельцам приходится либо внимательно изучать рекомендации по монтажу, либо доверять установку профессионалам. Но в любом случае ознакомиться с методикой подбора и установки автомобильной радиостанции как минимум желательно!

Выбор рации для грузового автомобиля

Перед тем как установить рацию в машину, нужно выбрать модель переговорного устройства для автомобиля. На этом этапе особых сложностей не возникает:

  • Ассортимент таких изделий обширен, потому выбрать рацию можно без труда;
  • Сегодня существует де-факто стандарт таких устройств, и более 90% раций на рынке соответствуют требованиям по совместимости и мощности.

Какие же радиостанции используются для оборудования частных средств?

  • Практически все автомобилисты для переговоров в эфире используют радиосвязь стандарта Си-Би (CB или Citizen Band — гражданский диапазон);
  • Переговоры с другими машинами и стационарными объектами ведутся на частоте в 27 МГц (каналы C15EA для модуляции АМ и C15E -для модуляции FM). Режим амплитудной модуляции (АМ) пока рассматривается как основной. Но сегодня все больше водителей переходят на FM-модуляцию — в первую очередь из-за лучшего качества звука и более эффективной связи в условиях города;
  • Мощность радиостанции напрямую определяет максимальную дальность связи и ее качество. При этом нужно иметь в виду: рации мощностью до 10Вт не требуют регистрации в госорганах. Это упрощает процесс оборудования рацией грузовика;
  • Полезная функция автомобильной рации – система подавления шумов. Ее использование позволяет значительно улучшить качество звука даже при не самом лучшем приеме.

Выбирая рацию на КАМАЗ или другой грузовик, стоит обратить внимание и на расположение органов управления. Они могут размещаться:

  • На корпусе рации;
  • На выносной панели;
  • На тангенте.

Здесь нужно заранее продумать, как будет удобнее пользоваться рацией — нажимая кнопки на корпусе устройства, или же управляя приемником с помощью тангенты, которую вы будете держать в руке.

Как правильно установить рацию на автомобиль?

При наличии навыков и достаточно простого оборудования установить рацию на грузовой автомобиль можно и своими руками. Процесс монтажа можно условно разделить на несколько этапов:

  • Выбор места для размещения радиопередатчика;
  • Установка самой рации и подключение ее к системе питания;
  • Установка и подключение антенны;
  • Настройка антенны и проверка работоспособности рации.

На каждом из этапов есть свои тонкости и нюансы, которые нужно учитывать.

Выбор места

Первое, что нужно решить – куда именно будет установлена рация. Ниша или другое место монтажа должны соответствовать таким требованиям:

  1. Устройство должно быть под рукой, но при этом не мешать управлению автомобилем и не перекрывать обзор;
  2. Должна обеспечиваться возможность подключения к бортовой сети;
  3. Воздушный поток от печки, автономного обогревателя или кондиционера не должен попадать на устройство.

При монтаже в легковом автомобиле рация обычно ставится либо сбоку от водительского сидения (в специальном кармане), либо возле переднего пассажирского сидения.

При установке на Газель или микроавтобус устройство может размещаться на приборной панели или на месте бардачка.

В грузовиках рации чаще всего ставят в верхней части кабины – а тангенту размещают на специальном кронштейне в пределах прямой досягаемости для водителя.

Подключение рации к бортовой сети

После выбора места установка радиостанции на автомобиль предполагает подключение питания. В принципе, здесь достаточно следовать рекомендациям производителя, изложенным в инструкции. Но стоит прислушаться и к советам опытных специалистов:

  • Большая часть раций рассчитана на работу с напряжением в 12В. Питание для рации обычно берется от клемм аккумулятора. Также допускается «плюс» брать от аккумулятора, а «минус» — с кузова автомобиля (идеально подойдет винт или болт);
  • Провод, обеспечивающий подключение к плюсовой клемме, защищается предохранителем;
  • Если возникает необходимость наращивания длины проводов, желательно не использовать скрутки. Провода соединяются пайкой и затем изолируются термоусадочными трубками;
  • В идеале проводники желательно прокладывать в пластиковом гофрированном кабель-канале;
  • В салоне желательно установить выключатель питания рации, рассчитанный на ток от 20 А.

Важно! Если рация используется довольно редко, то для обеспечения питания можно использовать разъем прикуривателя. При умелой модификации устройства такое подключение вполне функционально и безопасно!

Установка и подключение антенны

Антенны для автомобильных радиостанций бывают двух видов – врезные и магнитные:

  1. Первые отличаются большей эффективностью, но ставить их сложнее;
  2. Антенны на магнитном основании закрепляются проще, но КПД у них ниже.

Любая антенна должна контактировать с металлом кузова. Если же устройство монтируется на специальном кронштейне, то место контакта желательно защитить от коррозии путем нанесения специального состава.

При прокладке антенного кабеля обычно действуют по такому алгоритму:

  • Кабель (его длина составляет от 3,5 до 5-5,5м) нежелательно ни наращивать, ни укорачивать – это отрицательно сказывается на качестве связи;
  • При прокладке кабель размещаем таким образом, чтобы избежать сильных изгибов и заломов. Тем более не стоит сматывать излишек антенного кабеля в бухту;
  • Прокладывается кабель от антенны под обшивкой, фиксируя к несущим поверхностям полимерными стяжками. Закреплять кабель на жгутах проводки не рекомендуется – это приведет к увеличению числа помех.
Читайте также  Какое напряжение должен выдавать генератор ваз 2114

Настройка антенны

Для правильной настройки антенны используется специальный прибор — КСВ-метр:

  • КСВ-метр подключаем к рации (разъем RTX) и к антенне (ANT);
  • Выставляем на КСВ-метре переключатели в положение SWR и FWD;
  • Включаем рацию на передачу и при зажатой тангенте с помощью регулятора CAL выставляем значение SWR на 10;
  • Переводим переключатель КСВ-метра в положение REF и снова зажимаем клавишу тангенты. Если SWR равен 1 – все в порядке, если значение превышает 1,5 – нужна настройка.

В процессе настройки изменяем длину штыря антенны, после чего снова повторяем описанные выше операции. Так делаем до тех пор, пока SWR при контрольном замере не будет максимально близок к 1.

Эксплуатация рации в машине

Несмотря на то, что современные модели переговорных устройств отличаются достаточно высокой надежностью, риск их выхода из строя остается. Чаще всего проблемы возникают при неправильном использовании рации.

Чтобы избежать таких проблем, нужно следовать рекомендациям по эксплуатации подобных приборов:

  • При подключении обязательно соблюдайте полярность напряжения;
  • Не подавайте на трансивер напряжение более 14,5В;
  • Избегайте включения радиостанции без антенны;
  • В процессе эксплуатации старайтесь не подвергать устройство механическим нагрузкам (ударам, толчкам), а также обеспечьте защиту от влаги и воздействия агрессивных сред.

Кроме того, если вы не обладаете достаточной квалификацией, не стоит вскрывать корпус радиостанции, а также вносить конструктивные изменения в схему прибора. Это также может привести либо к выходу рации из строя, либо к уменьшению ее рабочего ресурса.

Установка рации на автомобиль

Оценивая сложность предстоящей задачи, многие решают не устанавливать рацию на авто самостоятельно, а доверить решения этой задачи профессионалам. У такого подхода есть ряд преимуществ:

  • Вы можете получить консультацию специалиста по подбору оптимальной модели рации именно для вашего транспортного средства;
  • Рация будет профессионально установлена и подключена к бортовой сети в выбранном месте. При этом все риски по подключению возьмут на себя сотрудники компании-установщика;
  • Квалифицированные специалисты выполнят настройку прибора, обеспечив стабильность и высокое качество связи.

Такая услуга как установка рации на автомобиль в Санкт-Петербурге не потребует от вас слишком больших финансовых вложений. Стоимость монтажа составляет от 500 до 2,5 тыс. рублей в зависимости от перечня работ. Так что обратившись в нашу компанию, вы не только гарантируете идеальную работоспособность переговорного устройства, но и получите возможность для экономии.

Установка радиостанции в автомобиль

Выбор места установки, проведение кабеля, выбор места установки антенны.

Итак, организовав рабочее место диспетчера, в чем мы надеемся вам оказалась небесполезна предыдущая статья вы начинаете расширять используемую Вами систему за счёт оборудования абонентов возимыми и носимыми радиоэлектронными средствами.

Если с носимыми станциями вопрос проще, их, прошитыми, можно просто раздать пользователям и отслеживать только зарядку аккумуляторов, то возимые радиостанции требуется ещё установить. В этой статье мы вкратце остановимся именно на вопросе установки радиостанций в авто.

Первое, помимо выбора диапазона радиостанции и частотного ресурса, совпадающего с аналогичным ресурсом базовой станции, существует несколько существенных моментов на которые следует обратить внимание.

Итак вам понадобятся:

  1. Радиостанция
  2. Антенна настроенная на необходимый частотный диапазон.
  3. Основание для крепления антенны

Начнем с крепления антенны.

Итак при установке антенны на крышу автомобиля следует соблюдать следующие правила.

1) Устанавливать только на металлические детали.
Это связано с тем, что любая антенна требует так называемой подстилающей поверхности, то есть проще говоря, листа металла. Без него характеристики антенны начинают «плавать» непредсказуемо.

2) Не ставить две антенны рядом, а по возможности разносить при близких частотах.
Любая антенна, вне зависимости от диаграммы направленности очень чувствительна (особенно на КВ частотах) к находящимся в поле действия металлических предметов. Не следует также забывать, что при работе в спектра коротких волн передатчик может «вдуть» в антенну большую мощность, на которую может быть не рассчитан выход вашего приемника. А если это произойдет на близком расстоянии, то наводка может произойти непосредственно на вход приемника, что в свою очередь может привести к помехам и даже выходу его из строя.

Антенны могут быть разнесены как по вертикали, так и по горизонтали.

3) Решить изначально, каким образом будет производится крепление антенны.

Вообще креплений бывает 3 типа.

1. Врезное крепление.

Основой врезного крепления является следующее. В корпусе автомобиля прорезается отверстие. Основание вставляется в него и далее фиксируется снаружи и изнутри гайками.

Основными плюсами является следующее.

  • Такое крепление практически невозможно вырвать.
  • Кабель находится в неподвижности.
  • Контакт обеспечивается непосредственно основанием антенны.
  • Невозможность переставить.
  • Возможность потери герметичности со временем.
  • Удобство только в случае, если пользователю требуется использовать много разных антенн на одном автомобиле с периодичностью либо при «мертвой» стационарной установке антенны и отсутвии необходимости в её демонтаже.

2. Крепление на водосток либо реллинг автомобиля.

Крепление на водосток производится при помощи винтового соединения методом плотного прижима основания к подстилающей поверхности. Оно не требует нарушения целостности кузова автомобиля. Весь монтаж производится снаружи, затяжкой винтов крепления при помощи обычной крестовой отвертки либо, иногда, затяжкой 8 гранной головки винта или гайки.

  • Простота и надежность установки
  • В ограниченных пределах, возможность изменения положения антенны и соответственно разноса по горизонтали.
  • Обеспечивает неподвижное крепление кабеля и отсутствие возможности его перегиба или излома в процессе эксплуатации
  • Плохой зачастую контакт с крышей. Особенно на старых автомобилях. Иногда для лучшего контакта требует зачистки поверхности от краски.
  • Разбалтывание со временем. Подобное крепление требует периодической проверки.
  • Обязательно требует герметизации разъёма антенны.

3. Крепление на магнит

Наиболее распространенным и простым является крепление антенны к крыше посредством магнитного основания.

В основу данного крепления, положена установка на металлическую часть крыши мощного магнита, который притягивает антенну к крыше автомобиля, что обеспечивает надежный контакт.

  • Простота монтажа и демонтажа.
  • Возможность настройки разносом в пределах длины кабеля
  • Герметичность крепления.
  • Не нарушает целостности кузова.
  • Меньшая надежность крепления (правда, следует отдать должное, магнит исключает поломку антенны при задевании, она ложится а не ломается)
  • В случае неудачной установки возможен перегиб кабеля и даже его излом у основания.

В целом, каждое крепления предназначено для своих нужд и любое из них может быть удобно в том или ином случае.
Рассмотрим теперь то, что мы будем устанавливать на основание. Антенны, а если точнее то полотно или корпус антенны.
В зависимости от нужд пользователя антенны делятся по диапазонам и соответственно длинам.
Длины антенн бывают ¼, 5/8, ½ длинный волны, (или в просторечии «четвертушка» «восьмушка», «полуволновая».
Чтобы представить какой длины должна быть ваша антенна используйте формулу
L=с/f где L – длина волны, с = 300000 (скорость звука), f – частота сигнала.
Далее умножением на коэффициент укорочения (о нем я писал выше) вы получите реальную длину антенны.
Но, бывают и антенны работающие в широком диапазоне частот.

Данная антенна имеет широкий диапазон рабочих частот (3,5/3,8/7/14/18/21/24/28/29/50/144/430 МГц)
Настройка антенны производится посредством установки джампера в соответствующие гнезда антенны.
Данная антенна может быть надежным подспорьем в работе и отдыхе

После установки антенны на основание можно начинать прокладку кабеля. В комплекте с основаниями всегда идет кабель RG-58 длинной не менее 3 (как правило 4) метра. Проводка ведется в наиболее удобном месте под переборками и ковриками автомобиля с целью предотвращения обрыва кабеля от ног или деталей автомобиля. Основными способами проводки из личного опыта являются введение кабеля через крышу или под капотом автомобиля.

При первом способе трасса кабеля проходит следующим образом:

Крыша автомобиля сверлится (мы рассматриваем вариант крепления на магнит, при врезном креплении, дополнительное отверстие не требуется), далее кабель прокладывается под обшивкой потолка до места установки ремня безопасности. Далее вдоль коробки защищающей ремень (ни в коем случае не в самой камере ремня безопасности) под обшивкой до пола или до порога. Далее под порогом и до непосредственно радиостанции. Предпочтительно проводить кабель со стороны пассажирского сиденья. Крепление удобно производить на стяжки к выступающим частям, либо при помощи крепления на липучку (продается в швейных магазинах, аналогично застежке на куртку).

Читайте также  Как открыть субару форестер

При втором способе кабель вводится по краю крыши до крышки капота и далее, в зависимости от конструкции, проходит либо вместе с питающим пучком кабелей, либо вводится через отверстие воздухозаборника. Следует избегать контакта кабеля с движущимися частями и высокими температурами в двигателе. Далее кабель проводится к месту установки рации под приборной панелью или, в зависимости от места установки под ковриками или обшивкой.

Поговорим теперь о разделке разъёма на кабеле

Установку разъема рассмотрим на примере BNC разъёма. BNC разъемы для разделки под обжим поставляются в комплекте:

  • корпус разъема
  • обжимная гильза (муфта)
  • центральный контакт

Производить работу рекомендуется с использованием специальных инструментов:

приспособление для зачистки коаксиального кабеля (cable stripper) с тремя лезвиями;
клещи для обжима (crimping tool);

Приспособление для зачистки коаксиального кабеля должно быть отрегулировано так, чтобы:

лезвие, прорезающее кабель наиболее глубоко, прорезало внутреннюю изоляцию до центрального проводника, не повреждая его;
среднее лезвие, обрезающее оплетку кабеля, не оставляло проводников оплетки;
лезвие, прорезающее наружную изоляцию, не повреждало оплетку.

Затем проводят обжимку разъема на кабеле клещами.

  • на центральный проводник кабеля надеть центральный контакт разъема, так чтобы он упирался во внутреннюю изоляцию кабеля. При необходимости следует немного укоротить центральный проводник кабеля. Вставить центральный контакт, надетый на кабель в губки клещей, чтобы он упирался выступающим на его конце буртиком во внутренний край губок обжимного устройства, предназначенного для обжима центральных контактов, и произвести обжимку до срабатывания ограничителя;
  • надеть на кабель обжимную гильзу;
  • раздвинуть проводники оплетки кабеля и надеть корпус разъема;
  • Поставить корпус разъема на твердую поверхность, установить центральный проводник в корпус разъема, и надавить кабель, чтобы центральный контакт разъема оказался на одном уровне с краем корпуса разъема;
  • Сдвинуть обжимную гильзу к корпусу разъема, прижать проводники оплетки к корпусу разъема, вставить обжимную гильзу в губки клещей, прижать гильзу к корпусу разъема и сжать клещи до срабатывания ограничителя;

Правильно установленный BNC разъем можно использовать до частоты 4ГГц.

Рассмотрим теперь как правильно выбрать место установки радиостанции.
Очень частой ошибкой является установка по приборную панель. Единственной объективной причиной для этого является разве что «все так делают» и «я видел что так ставят сотрудники ГИБДД».

Да, ставят. На УАЗ-ах. Где безумно высокая, а главное пустая приборная панель на которой практически невозможно задеть радиостанцию коленом. Но когда таким образом ставят радиостанцию на легковой автомобиль – она начинает цепляться за все выступающие части в машине.

Из личного опыта, если в салоне не предусмотрено крепление под радиостанцию (штатное крепление часто располагают под магнитолой) то устанавливать удобно либо под сиденье, либо между сиденьями, если рукоятка переключения передач не будет мешать тангенте. Вообще существует только одно правило установки. Рация не должна находиться дальше вытянутой руки от пользователя (при переключении каналов) и не должна находиться близко от движущихся частей (руль, рулевая рейка, коробка передач).

Питание радиостанции берут либо непосредственно с АКБ, либо от проводов зажигания. Питающее напряжение составляет 13,2 В. Если питание сети автомобиля 24 вольта, но необходимо будет установить преобразователь напряжения на 12 вольт.

Надеюсь, что эта статья окажется полезной в Вашей работе.

Приём, приём, как слышно: самостоятельно подключаем и настраиваем Си-Би-радиостанцию в автомобиле

Несмотря на погодные катаклизмы, лето в этом году все же вступило в свои права, и множество легких на подъем автотуристов устремилось в дальние маршруты – кто на юга, а кто и в более любопытные и отдаленные уголки необъятной России. В разгар периода путешествий у автовладельцев традиционно возрастает интерес к Си-Би-радиостанциям, работающим на «канале дальнобойщиков», способных принести пользу в дальнем путешествии. Для желающих приобрести и установить рацию самостоятельно – наш инструктаж!

Подключение радиостанции к питанию

Н ижеследующий гайд по инсталляции Си-Би-рации в автомобиль касается не тех, кто юзает радиосвязь ежедневно и профессионально, а тех, кому она нужна для эпизодического использования, в основном в дальних поездках. В этом случае большинство водителей предпочтет не крепить рацию в салоне стационарно, портя интерьер и провоцируя парковочных воров, а захочет пристроить её временно в подходящем месте: между сиденьями, между сиденьем и боковой стойкой или в лотке для мелких вещей под торпедо, как это сделано, к примеру, на фото Chevrolet Lachetti:

Пристроили рацию – подключаем к ней питание! Бытует мнение, что радиостанцию в автомобиле непременно нужно подключать отдельной проводкой от АКБ, однако это решение больше подходит для ежедневного использования. В нашем же случае эпизодического использования это совершенно не нужно – гораздо удобнее взять питание с разъема прикуривателя. Это самое простое, быстрое, и при этом, особо подчеркнем, вполне корректное подключение. Не халтурно-компромиссное, как некоторые думают, а отвечающее всем требованиям – как в плане силовой части, так и в плане непосредственной работы радиостанции в эфире.

Такой коннект абсолютно безопасен для электропроводки и осуществляется за полчаса. А главное, он оптимален в случае нового автомобиля и вредных гарантийщиков, только и ищущих повод, чтобы отказать в гарантии по надуманным причинам.

У радиостанции с выходной мощностью 4-5 ватт максимальный потребляемый ток не превышает 2-3 ампера, а у радиостанции мощностью 8-10 ватт – менее 5 ампер, что как минимум вдвое-втрое меньше тока предохранителя, защищающего разъем прикуривателя.

Чтобы подключить рацию к прикуривателю, два провода питания выходящие из радиостанции — черный и красный — мы удлиняем пайкой или скруткой до длины 1-2 метра (в зависимости от предполагаемого места установки аппарата). На конец надставленного провода припаиваем (центр – плюс, боковые контакты – минус) стандартный разъем-«папа» в прикуриватель, который продается в каждом автомагазине.

штекер провода питания рации должен быть вставлен именно в прикуриватель в торпедо, использовать разветвители, качество которых часто отвратительное, нежелательно!

Если же гнездо прикуривателя одно, а питать в дороге нужно и телефон, и регистратор, и другие гаджеты, а гарантийный период уже завершился, и ваши умелые руки не пугаются необходимости протащить провод из подкапотного пространства в салон, то можно подключить радиостанцию напрямую к АКБ. Хотя ещё раз замечу в скобках: такое подключение не имеет каких-либо преимуществ перед питанием через прикуриватель – ни с точки зрения электробезопасности, ни с точки зрения качества связи.

В этом случае придётся купить трёхметровый (примерно) отрезок обычного электросетевого провода сечением 2х1,5 мм, упаковать его по всей длине в пластиковую гофру и протащить от аккумулятора в салон через какой-либо резиновый уплотнитель моторного щита. На концы проводов возле АКБ обжимаются или паяются клеммы под болтики М6 и предохранитель на 10 ампер (предохранитель ставится в плюсовой провод рядом с аккумулятором), а к двум противоположным концам проводов подключается «хвост» питания радиостанции с соблюдением полярности. Место соединения проводов тщательно изолируется липкой лентой или термоусадкой.

Установка антенны

Станция установлена и подключена, теперь монтируем антенну. Будем считать, что она у нас быстросъемная на магнитной подошве, что не потребует портить кузов для установки. Поэтому дадим лишь несколько общих тезисов – без углубления в лишнюю теорию.

  1. Антенны с длиной около метра или даже меньше – работоспособны, но чрезвычайно малоэффективны. Зависимость эффективности от длины – прямая, при покупке стоит предпочесть антенну с длиной, близкой к двум метрам. Впрочем, с ростом длины растет и цена…
  2. Оптимальная установка антенны – на крыше (в центре или на краю – разницы фактически нет). Несколько хуже – на багажнике, но тоже вполне допустимо. Чтобы не портить краску на крыше, кладем под магнит полиэтилен.
  3. Провод от антенны к станции пропускается между уплотнителем двери и дверным проемом или между крышкой багажника и уплотнителем проема багажника, и заводится в салон. Необходимо убедиться, что уплотнители не оставляют на кабеле заметных вмятин!
  4. Кабель антенны на магнитной подошве нельзя произвольно укорачивать или удлинять – его длина должна оставаться неизменной, около 3,6 м. Лишнее прячем под сиденьями или ковриками, не скручивая в кольца или бухты.
  5. А теперь самое главное: антенны в магазине продаются ненастроенными, поскольку настройка зависит от места установки на конкретном автомобиле. Чаще всего регулировка осуществляется изменением длины штыря антенны (выдвиганием и задвиганием), для чего в комплекте идет небольшой ключик-шестигранник. Место регулировки обязательно будет указано в инструкции к антенне.

Настройка антенны

Собственно, настройка антенны — самый важный момент всей нашей истории. Возможно, настройку стоит заказать профессионалам: эти услуги недороги, работа занимает менее получаса и предлагается на парковках грузовиков и возле крупных автомагазинов на трассах. Но многие предпочитают самостоятельно разобраться в вопросе, исповедуют принцип «хочешь сделать хорошо – сделай сам!» и хотят иметь собственный комплект инструментов для контроля состояния антенны в дальнейшем. Для них — нижеследующий мастер-класс. Опять же: только алгоритм, без углубления в лишнюю теорию и физику происходящих процессов, в которую каждый при желании сможет погрузиться самостоятельно.

Читайте также  Топливный фильтр через сколько менять

Для настройки антенны нам понадобится прибор под названием КСВ-метр (измеритель коэффициента стоячей волны), который несложно приобрести – Google в помощь. Стоимость простейшей модели – от 500 до 1000 рублей. Наиболее распространен прибор, уже много лет встречающийся в продаже под разными названиями (SWR-420, 430, KW-520, и т.п.), на самом деле – один и тот же китайский КСВ-метр с одним и тем же принципом работы и одинаковым обозначением переключателей и разъёмов. Прибор, безусловно, более чем средненький, но для нечастого использования вполне сойдет.

Также нам потребуется высокочастотный соединитель того же стандарта, что и гнездо на рации и штекер на кабеле. Он нужен, чтобы включить КСВ-метр между радиостанцией и антенной, не удлиняя существенно антенный кабель. Подойдет переходник-«бочонок» формата «папа-папа» (для жесткого подключения), или коротенький (10-20 см) антенный кабель, также с разъемами «папа» на обоих концах. Стандарт разъемов наиболее известен под именем «PL», именно так его нужно спрашивать в магазине.

Установка рации в автомобиль своими руками: основные нюансы, настройка

  1. Размещение антенны
  2. Автобокс на крышу автомобиля: увеличиваем место для багажа
  3. Установка кабеля
  4. Как работает система курсовой устойчивости в экстремальной ситуации
  5. Установка и подключение радиостанции
  6. Рекомендации по настройке
  7. Выбор первого двухколесного друга: мопед или скутер

Всем привет! В последнее время количество людей, путешествующих на авто, значительно увеличилось. И все чаще автомобилистов интересует установка рации в автомобиль.

Это актуально вовсе не только для дальнобойщиков, как принято считать. В основном ими пользуются те, кто в связи со своей деятельностью или просто для отдыха уезжает на большие расстояния, часто ездит и нуждается в стабильной связи.

Среди автомобилистов большую популярность завоевывают Си-Би рации. Современные модели радиостанций, работающие в диапазоне 27 МГц, предлагаются в различном исполнении, с разными характеристиками, габаритами и дополнительными возможностями. Есть модели и с выносной панелью.

Сегодня поговорим о том, как своими руками установить и настроить подобную аппаратуру. Основной акцент сделаем на легковых машинах. Хотя радиостанции часто можно встретить на грузовой и пассажирской колесной технике типа машин Газель, МАН, КАМАЗ и пр.

Размещение антенны

Первое, что заслуживает внимания при установке рации, это антенна.

Все инструкции от производителей и сами автомобилисты говорят о том, что изначально следует определить оптимальное положение для антенны.

Автобокс на крышу автомобиля: увеличиваем место для багажа

Это необходимо для того, чтобы в любой местности и в любом городе, будь то Екатеринбург, Тюмень, Спб, Краснодар, да и в Москве тоже, была стабильная и качественная радиосвязь. Если вы используете врезную модель, потребуется обеспечить прочный контакт антенны с металлической частью корпуса вашего автомобиля. То есть с кузовом. Это позволит получить максимально правильную диафрагму излучения, добиться корректной работы.

Место, где будет прилегать кронштейн, обязательно обработайте дополнительно с помощью любого подходящего консерванта. Тот же Мовиль в таких ситуациях проявляет себя великолепно.

Старайтесь по мере возможностей располагать штырь от антенны так, чтобы он находился максимально близко к центральной части автомобиля.

Особенно это правило распространяется и считается важным применительно к рациям с магнитным держателем.

Многие по привычке или с позиции внешних особенностей машины с антенной предпочитают устанавливать ее не на крышу, а на крышку багажника или на капот. Но если выбрать такой вариант, работа устройства будет неполноценной, а лепестки диафрагмы излучения начнут искажаться. То есть усилитель будет неправильно распределять свое воздействие, и антенна сможет работать максимально качественно только в определенном направлении.

Как видите, наобум устанавливать антенну неправильно.

Выбирайте центральную часть машины. В основном это область крыши. Но тут еще многое зависит от конкретного автомобиля.

Установка кабеля

Определив место для размещения антенны, следующим на очереди будет кабель от приобретенной радиостанции.

Сейчас цена на подобные девайсы очень разнообразная. Если хотите, как-нибудь отдельно поговорим про их виды и популярные модели.

Как работает система курсовой устойчивости в экстремальной ситуации

Вряд ли вы захотите портить лакокрасочный слой на машине. Потому для таких целей при укладке кабеля рекомендуется воспользоваться самоклеящимися площадками. Они недорогие, но очень полезные. Кабель будет лежать на них, не касаясь при этом поверхности крыши или другого участка кузова. Только следите за тем, чтобы натяжение кабеля не оказалось слишком сильным.

Перемещаемся внутрь салон. Если мы говорим про легковой автомобиль, тогда самым целесообразным вариантом будет завести кабель через крышку багажного отсека.

Если у вас хэтчбек, универсал или лифтбек, тогда, соответственно, используется пятая дверь.

Не рекомендуется для прокладки кабеля использовать боковые двери. Особенно водительскую дверь.

Внутри авто кабель прокладывается под обшивочными материалами и панелями. Старайтесь избегать крепления к штатному жгуту с электропроводами.

Оптимально разместить кабель от радиостанции отдельно. Фиксацию лучше осуществлять с использованием стяжек на основе нейлона. В процессе прокладки следите за тем, чтобы на всей протяженности кабеля не появлялись сильные изгибы, перекручивания и участки с деформированным проводом. Это может в дальнейшем привести к нарушению сигнала и окончательной порче проводки. Частично придется разобрать салон, но зачастую это не так сложно, как может показаться.

В комплекте к радиостанциям обычно идет кабель длиной от 3 до 5 метров. Убедитесь, что штатного кабеля хватит для вашей машины.

Резать или увеличивать заданную производителем длину не рекомендуется.

Установка и подключение радиостанции

Здесь рекомендации по установке и размещению могут дать достаточно общие.

Все дело в различиях передней панели разных машин. Располагайте оборудование так, чтобы оно в процессе эксплуатации не мешало работе другим приборам, не закрывало обзор.

При этом важно, чтобы рация находилась на расстоянии вытянутой руки. Единственным для всех общим требованием можно считать тот факт, что располагать девайс под прямым воздействием печки салона нельзя. То есть напротив дефлекторов устанавливать запрещено.

Радиостанции в большинстве своем питаются от напряжения в диапазоне от 12 до 13,8 В. И у большинства сразу возникает мысль, что ее можно подключить к прикуривателю, как FM трансмиттер , какой-нибудь мини-кондиционер и прочие подобные гаджеты.

Интересно, что даже систему Платон питают через 12В от прикуривателя. Но в нашей ситуации радиостанцию рекомендуется соединить напрямую с аккумулятором.

Через плафон освещения салона питать радиостанцию тем более не рекомендуется. Если вы не хотите искать причины, почему не работает прикуриватель или освещение в машине, следуйте приведенным рекомендациям.

При прокладке проводов лучше заключить их в специальную гофрированную трубку. Это обеспечит дополнительную защиту.

Рекомендации по настройке

Выбор первого двухколесного друга: мопед или скутер

Настройка имеет огромное значение в корректной и эффективной работе. Есть лишь малая доля вероятности, что при подключении заводские настройки совпадут с требуемыми в вашем случае, и все будет работать идеально.

Суть настройки работы антенны заключается в том, чтобы обеспечить ей резонанс с выбранной частотой. Водители работают на частоте 27.135. Ее называют каналом номер 15.

Чтобы выполнить настройку, требуется использовать:

  • КСВ метр. Это устройство, измеряющее показатели коэффициента стоячей волны. Если говорить простым языком, этот показатель указывает, насколько качественно согласовались между собой радиостанция и антенна;
  • Отрезок кабеля со специальными разъемами UHF Male. Причем с двух сторон.

Сделать этот кабель придется самостоятельно. Выбирайте длину около 50 см. Это своего рода переходник.

  • подключите разъем от антенны к ANT гнезду КСВ;
  • подключите переходник к гнезду антенны от радиостанции;
  • второй конец переходника идет на гнездо TX на вашем КВС;
  • включайте устройство и выбирайте 15 канал;
  • нажимайте на PTT и ждите результат.

Наблюдайте за показаниями на стрелке КСВ метра.

Ни в коем случае нельзя включать радиостанцию на передачу, если антенна отключена.

Нормальным значением считается диапазон от 1 до 2. Чем ближе к 1, тем лучше. Регулируется значение, то есть выполняется настройка, путем удлинения или уменьшения штыря антенны.

Не забывайте, что производители радиостанций стараются не просто так, и пишут подробные инструкции для своих устройств. Потому перед началом любых манипуляций обязательно изучите руководство.

Всем спасибо за внимание! Подписывайтесь, оставляйте комментарии, задавайте вопросы и рассказывайте о нашем проекте своим друзьям!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: