Как восстановить свечи зажигания - MIRAVTOVAZA.RU

Как восстановить свечи зажигания

Как почистить свечи зажигания

Ссылка на источник
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Свечи зажигания очень важный элемент в устройстве автомобиля. Без них машина попросту не сдвинется с места. Устройство свечи достаточно прочное, особенно если у вас использованы иридиевые варианты. Однако со временем, после большого пробега (в 15 000 и более километров), они начинают работать не так эффективно, и не обязательно это поломка! Попросту они загрязняются, скажем – от некачественного топлива, от зимних сложных пусков, от систем зажигания (всем известно, что карбюратор имеет обыкновение заливать свечи) и т.д. Поэтому свечи нужно почистить. Но очистка должна быть правильной…

Для начала предлагаю подумать – почему так важно чистить свечи зажигания?

Все просто! Загрязненная свеча зажигания работает на 10 – 15 % хуже. Обусловлено это «нагаром» который окутывает электроды. Процесс выработки искры менее продуктивный, а поэтому топливо хуже сгорает. Что приводит к: —
1) Ухудшению динамики автомобиля (топливо сгорает хуже, прямая пропорция с динамикой)
2) Увеличению расхода топлива (пусть небольшому, около 3 – 5 %, но не приятному)
3) Увеличению выбросов вредных веществ у выхлопа автомобиля (для нас может быть и не важно, но вот Европейцы за этим пристально наблюдают)
4) Увеличивается детонация при холостом ходе. Автомобиль на холостых оборотах работает «неровно», как бы подергивается.
5) Провалы при трогании. Давите на педаль газа, машина дергается, но не развивает обороты (также возможно при выходе из строя свечей зажигания).

Как видите простой «нагар», может вызвать столько затруднений при работе двигателя, причем – чем сильнее нагар, тем не стабильнее работа двигателя. Поэтому раз в 10 – 15 000 километров, я вам советую почистить свечи зажигания от нагара и самое важное, что это можно сделать самому, без каких либо дорогих устройств. Конечно, вы можете через те же 15000 километров поставить новый комплект, однако на иномарках это будет стоить не дешево! Оригинальные стоят от 700 рублей до нескольких тысяч за штуку. Причем чем дороже у вас автомобиль, тем дороже и свечи. А ведь есть двигатели, где устанавливается и 6 и 8 штук! Поэтому менять через 15000 это дорогое удовольствие, да и ходить они могут по 50 – 60 000 километров как минимум, только тогда нужно думать о замене!

Итак, у меня есть комплект, который остался еще после моего FORD FUSION.

комплект FORD + 1 от ВАЗ
Свечи проходили около 17000 километров, покупались мной новые, были сняты при продаже (установил старые – почищенные).

Комплект остался на память, для испытания, после чистки, установим на FORD знакомого. Также для примера, на очистку, взял еще одну свечу, которая устанавливалась на ВАЗ (пробег у менее около 20 000 километров). Все пять свечей имеют нагар, не сказать, чтобы сильный, но ощутимый, от него будем избавляться.

Сразу хочу сказать важное замечание. Многие из автомобилистов, особенно старого поколения, привыкли чистить свечи, при помощи наждачной бумаге (шкурка), обычно бралась «нулевка» и ей чистились электроды. Ребята это не правильно! Вы царапаете электроды, счищая защитный слой – напыление. Особенно остро стоит вопрос с иридиевыми свечами, у них на электроды нанесен тонкий слой драгоценного металла, платиновой группы (который призван улучшить зажигание), если чистить шкуркой, то вы попросту сотрете этот слой! Искра не будет бить в центре, а может попросту «гулять», что негативно скажется на работе двигателя.

Теперь сама очистка

Что нам понадобиться. Покупаем бытовое средство для чистки известкового налета и ржавчины, самое активное как я считаю это «CILLIT» (цена 90 – 100 рублей, не реклама), просто он реально хорошо очищает!

Нужна тряпка, подойдет любая, можно для глубокой чистки еще использовать щетку – кисточку (можно зубную щетку или маленькую кисточку для рисования, цена 25 рублей).

Купите еще пластиковые стаканчики, чтобы потом можно было бы выкинуть (я для эксперимента купил прозрачные, цена 12 рублей).

Берем старые свечи, вот они 4 – ре комплект FORD + 1 которая стояла на ВАЗ.

Наливаем в пластиковые стаканчики «CILLIT».

Затем кладем в раствор свечи, теперь нужно ждать примерно минут 30 – 40, пока отстанет налет.

Как видим раствор мутный, свечи очистились, но не до конца, нужно почистить кисточкой – щеткой

Затем промываем в теплой воде, можно под краном, добиваемся идеальной чистоты.

После сушим. Сначала вытираем, затем нужна окончательная просушка. Можно положить на горячую батарею, также можно положить в духовку на самую низкую температуру (достаточно просушить минут 15 – 20). В общем добиваемся полного высыхания.

Как видите свечи идеально чистые, причем чистые не только электроды, но и изолятор.

Можно ставить и проверять на работоспособность.
Очистка свечей зажигания видео

Как почистить свечи зажигания от нагара

Свечи зажигания — это деталь, которая редко ломается. Поломка образуется только при нарушении целостности электрода, либо при повреждении корпуса. Обычно электроды покрываются налетом, задерживающим искру. Ликвидировать данную проблему можно при помощи чистки. Рассмотрим, как почистить свечи зажигания от нагара, и где лучше всего это делать.

Нагар на свечах зажигания — что это, о чем он говорит

Черный и влажный нагар на конусе говорит о том, что данная свеча слишком «холодна» для мотора. Такой налет возникает при повышенном уровне масла в двигателе, либо при изнашивании поршневых колец и цилиндров. Существует сухой нагар черного цвета, который образуется по причине той же «холодности» или при недостаточных нагрузках на двигатель.

Свечка с сухим налетом белого цвета и со следами оплавления также считается загрязненной. Светлый нагар появляется из-за того, что свеча слишком «горячая» или горючая смесь воспламеняется раньше положенного. Правильно работающая свеча не имеет следов оплавления и налета. Стальные области детали имеют коричневый или серый оттенок.

Если водитель разъезжает на автомобиле ежедневно, то ему следует периодически чистить свечи дома или в СТО. В случаях, когда пробег транспортного средства не превышает 15 тыс. км в год, чистка свечей может проходить 1 раз в полгода. Процедура чаще всего совпадает с весенним или осенним обслуживанием авто.

Определяем неисправность по налету

Если при запуске двигателя возникают проблемы, водитель должен проверить свечи на предмет неисправности. Как это сделать «по налету»? Для начала нужно вытащить деталь и осмотреть ее.

К признакам неисправности относят:

Мощность и тяга двигателя снизились.

Мотор дергается, возникает шум и сильная вибрация.

Расход топлива заметно увеличился.

Хлопки в глушителе появляются при оборотах выше 3 тыс.

При нажатии на «газ» у двигателя не хватает оборотов.

На приборной панели появился символ, указывающий на неполадки.

Машина «глохнет».

Перечисленные выше проблемы говорят о том, что водителю нужно проверить свечи зажигания. Сделать это можно даже не вытаскивая детали из авто. О неполадках свидетельствует также неприятный и едкий бензиновый запах в салоне.

Некачественный бензин и поломка воздушного фильтра — неисправности, «окрашивающие» свечу в черный оттенок. Если на корпусе детали есть масляные разводы, значит, подача масла организуется неправильно. Желтые, коричневые и зеленые следы говорят о наличии присадок в масле. Автолюбителю нужно перестать покупать жидкость этого производителя. В противном случае шлак накопится в системе поршней и двигатель окончательно «встанет».

Причины появления загрязнений

У автомобиля, который проехал 15-20 тыс. км, регулярно возникают неполадки. Не обязательно ждать, когда свечи зажигания перестанут функционировать. Достаточно проверить их, и при образовании нагара, почистить. Очищение электродов улучшит качество искры.

Причины появления нагара:

На боковом электроде налет чаще всего возникает из-за использования топлива низкого качества. Бензин, включающий в себя разные примеси и смеси, оседает на электродах пленкой. Если водитель будет всегда заливать некачественное горючее, свечи придется чистить каждый месяц.

Читайте также  Как правильно менять свечи

Еще одна причина возникновения налета — неверная настройка карбюратора. Если он настроен неправильно, то в двигатель поступает больше бензина, чем это нужно для плавной работы мотора.

Приведем последнюю причину появления нагара на электродах — это погода. При сильном морозе включение двигателя происходит медленнее, иногда не с первого раза. Именно поэтому очищать свечи стоит сразу после окончания зимы.

Если водитель будет следить за состоянием своего «железного коня», то свечи зажигания никогда не побеспокоят его.

Как продлить срок жизни «свечей зажигания»?

Продлить срок службы деталей поможет соблюдение мер предосторожности. Водителю не стоит заливать в двигатель некачественный бензин и масло. Кроме того, сама система зажигания должна быть исправна. И наконец, во время вкручивания свечей нужно найти «баланс» и не перетягивать их.

При покупке свечей следует обратить внимание на модель своего автомобиля. Изделия должны соответствовать марке авто. Здесь важны длина, шаг резьбы, а также тепловые характеристики. Испорченную плохим бензином свечу восстанавливают химическими жидкостями. Рассмотрим подробнее способы того, как почистить свечи зажигания дома, используя подручные средства.

Топ-5 способов самостоятельного очищения в домашних условиях

Многие водители прочищают свечи дома, используя разные методы и средства. Это делается для того, чтобы не обращаться в автомастерские. Работники сервисов завышают цены на услуги. В целях экономии рекомендуется проводить очистку электродов самостоятельно.

1. С помощью бытовой химии

Бытовая химия применяется тогда, когда хочется почистить свечи быстро и безопасно. Многие интересуются, можно ли использовать ВД 40? Да, средством разрешается заливать детали для предварительного вымачивания. С нагаром оно справляется плохо.

Какие еще химические средства можно использовать против нагара:

газировка (с содержанием ортофосфорной кислоты);

ацетон;

Fairy — гель для мытья посуды;

любые магазинные химические средства для сантехники.

Чтобы эффективно очистить свечи, необходимо взять средства для удаления ржавчины и известкового налета. После замачивания детали обрабатывают зубной щеткой. Результат зависит от типа средства и производителя. После проведения процедуры свечи промывают теплой водой и высушивают. Ни в коем случае нельзя устанавливать влажные свечи или сушить их в духовом шкафу (микроволновке).

2. Наждачной бумагой

Наждачная бумага временно улучшает внешний облик электродов. Но нельзя с полной уверенностью сказать, что это самый лучший способ очистки. Обработка мелкозернистой бумагой оставит на свечах небольшие царапины, которые будут притягивать нагар быстрее. Почему так происходит? Дело в том, что в микротрещины попадает бензин. Он не успевает испариться. Нагар «липнет» к поверхности сильнее. Данный способ используют в случае, когда требуется замена свечей, но провести процедуру пока нет возможности. Запрещено использовать вместо «наждачки» острые предметы и инструменты.

3. Уксуснокислый аммоний

Использование уксуснокислого аммония влечет за собой сильную очистку. Жидкость небезопасна для здоровья человека, поэтому работать с ней нужно с осторожностью. Для процедуры понадобится аммоний 20% и щетка с высокой жесткостью щетин.

Алгоритм выполнения процедуры:

Свечки помещают в емкость с бензином, а затем промывают в нем.

В стальную чашу наливают аммоний.

Жидкость нагревают на огне. Можно довести до кипения.

После того, как аммоний закипит, в него кладут свечи.

Детали замачивают в течение 20-40 минут, после чего прочищают щеткой.

Свечи промывают и сушат.

Процедуру выполняют в хорошо вентилируемом помещении. Во время кипения аммоний испаряется, выделяя ядовитые вещества. Поэтому стоит надеть маску, открыть окна и двери.

Если данные свечи не будут устанавливать сразу в автомобиль, то их нужно обработать ВД 40. Уксуснокислый аммоний — это сильное средство, разрушающее на металлических участках защитный слой. Без обработки на поверхности со временем появится ржавчина.

Вместо аммония разрешается использовать уксусную кислоту (70%). После замачивания в него кладут пару чайных ложек соды, чтобы началась реакция. После этого свечи обрабатывают щеткой, промывают и сушат. Этот способ более щадящий и безопасный. Технический уксус не вымывает с поверхности напыление.

4.Тепловой метод

Тепловой метод или по-другому прокаливание — эффективный, доступный и безопасный способ очистки. Его суть заключается в том, чтобы нагреть свечи паяльником, над горелкой, либо на конфорке газовой плиты.

Чаще всего данный способ используется, когда новые свечи случайно были залиты во время холодного пуска. Выбрасывать детали в мусорное ведро не стоит. Достаточно расположить их на огне до появления красного цвета. Нагар сходит практически мгновенно. Свеча не перегревается благодаря керамическому изолятору.

5.Чистка вручную с помощью дрели и песка

В большинстве случаев пескоструйный автомат есть не в каждом доме. Но автовладелец может соорудить его своими руками. Для этого ему понадобится дрель с реверсом и песок. Свечу устанавливают в патрон инструмента и начинают вращать, предварительно окунув в емкость с песком. Процедуру проделывают до полной очистки электрода.

Вместо песка разрешается использовать широкую щетку со стальными проволоками. В крайнем случае, когда дома нет ни песка, ни щетки, берут любой абразивный порошок. Такими способами можно обрабатывать все свечи, помимо иридиевых.

Иридиевые свечи предпочитают покупать владельцы мощных авто. Изделия имеют высокую температуру плавления и повышенную износостойкость. Чистить такие детали самим не рекомендуется.

Чистка в автомастерской

Бытовая химия, уксус, горелка, щетка и песок — какой бы способ не выбрал человек, эффект будет разный. Если водитель боится рисковать, либо не хочет заниматься чисткой самостоятельно, ему стоит обратиться в СТО. Мастера оказывают услуги по чистке свечей зажигания за дополнительную плату.

Чтобы не пришлось обращаться в мастерскую, не нужно доводить детали до такого состояния. Желательно при покупке автомобиля приобрести запасные свечи, чтобы те хранились до нужных времен. Замену, как правило, проводят в момент, когда машина глохнет и «дергается». Чаще всего одной чисткой электродов здесь не обойтись.

Опытные водители очищают либо меняют свечи 2 раза в год, не дожидаясь окончательной поломки.

Заключение

Из перечисленных выше советов самым эффективным и безопасным является чистка песком. Процедуру также проводят в мастерских. Она обойдется водителю не так дорого, как думают многие. Если автовладелец предпочитает чистить свечи своими руками, то он должен помнить, что они рассчитаны на ресурс не более, чем 10 тыс. км. После этого чистку проводят заново.

Как чистить свечи зажигания: рассматриваем несколько способов

От исправности свечей зажигания напрямую зависит стабильность работы двигателя автомобиля. Если мотор стал потреблять больше топлива, троит, «дергается» или глохнет на холостых оборотах, возможно, пришло время для их замены. Но чтобы не тратить деньги понапрасну, покупая новые свечи, сначала лучше провести диагностику старых. В некоторых случаях их можно успешно восстановить.

На самом деле нет никакой разницы, в том, когда производить замену. Если двигатель работает слаженно, пусть свечи дохаживают свой положенный ресурс. Если же появились явные перебои в его работе, не стоит тянуть с их диагностикой.

Рабочий ресурс свечей зажигания

Среднестатистическая свеча рассчитана на 20-30 тыс. км пробега, или на год эксплуатации. За это время в режиме нормальной работы двигателя ее электроды не успевают выгорать, т.е. она формально остается рабочей, при условии, что ее изолятор не имеет повреждений, и не пробивает на массу.

О самых ожидаемых кроссоверах этого года вы узнаете отсюда.

Собираетесь в дальнюю поездку по незнакомым местам? Не забудьте взять с собой навигатор. У нас вы узнаете, как правильно выбрать автомобильный навигатор.

Среди автолюбителей бытует два мнения по поводу того, когда следует менять свечи. Одни утверждают, что делать это лучше перед наступлением холодов, для того чтобы в морозы двигатель легче заводился, а другие, наоборот, советуют производить замену по весне, объясняя тем, что за зиму на свечах оседает и накапливается толстый слой нагара из-за образующегося конденсата.

Читайте также  Ваз 2109 как проверить термостат

Какие свечи можно восстановить

Диагностика свечей заключается в визуальном осмотре состояния их центрального и бокового (заземляющего) электродов, изолятора, а также контактного стержня. Если у свечи электроды и контактный стержень не имеют выраженных следов прогорания, коррозии, а изолятор не поврежден, такая свеча может послужить еще достаточно долго, если привести ее в порядок. В крайнем случае она может вполне пригодиться в качестве запасной. Если же у свечи присутствуют перечисленные признаки, ее лучше заменить.

Методы чистки свечей зажигания

Чтобы восстановить свечу для ее дальнейшей работы потребуется убрать образовавшийся на электродах и резьбовой части корпуса нагар. Сделать это можно путем чистки.

Существует четыре способа чистки свечей:

  • ультразвуковой;
  • механический;
  • температурный;
  • химический.

Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим их.

Ультразвуковая чистка свечей

Ультразвуковая чистка подразумевает удаление нагара и отложений на электродах путем помещения юбки свечи в специальную ванночку с чистящей жидкостью, и воздействие на нее ультразвуком. Этот способ давно используется на станциях технического обслуживания для чистки форсунок. Его эффективность достаточно высока, но стоимость подобных услуг нередко превышает стоимость нового комплекта свечей.

Механическая чистка

Механическая чистка может быть осуществлена двумя способами. В первом случае используется пескоструйное оборудование. Свеча закрепляется на специальном кронштейне, а ее рабочие элементы подвергаются воздействию струи воздуха с мельчайшими частицами песка или других абразивных веществ. Найти подобное оборудование также можно на СТО, но здесь опять все упирается в цену.

Чистка механическим путем может быть выполнена и собственными силами. Для этого понадобится специальная щетка с тонким металлическим «ворсом». Свеча сначала замачивается на 30-40 минут в бензине, керосине, ацетоне или жидкости для чистки карбюраторов, а после аккуратно чистится зубочисткой и вышеупомянутой щеткой. Недостатком этого способа является высокая вероятность нарушения установленного зазора между электродами, а также повреждение хром-никелевого покрытия юбки.

Чистка путем воздействия высоких температур

Этот способ остался автолюбителям в наследство со времен СССР. Он был единственным правильным методом для борьбы с нагаром. Метод заключался в том, чтобы выжечь на электродах и резьбовой части свечи все образовавшиеся отложения. Для этого свечу клали на горелку газовой плиты на 20-30 минут. Когда металл раскалялся докрасна, все ненужное либо сгорало, либо отпадало. Оставалось только зачистить электроды, и свеча приобретала свою вторую жизнь.

Химическая чистка свечей зажигания

Химическая чистка – это единственный правильный способ избавиться от нагара на электродах свечей в домашних условиях. Он абсолютно не затратен, ни по времени, ни по средствам. Суть метода заключается в воздействии разного рода химических веществ на отложения. В качестве таких веществ могут выступать:

  • жидкость для чистки карбюратора;
  • 20 % раствор ацетата аммония;
  • средства бытовой химии для чистки канализации, газовых плит, унитазов или для удаления накипи типа Cillit,Domestos, Санос, Крот и т.п.;
  • раствор лимонной кислоты (2-3 столовые ложки на 200 гр воды);
  • столовый уксус;
  • газированные напитки типа «Кока-кола», «Фанта», «Спрайт» и др. (в их составе присутствует ортофосфорная кислота, эффективно борющаяся с нагаром).

Перед началом чистки рабочие части свечей необходимо обезжирить. Так химия начнет действовать быстрей. Для этого идеально подойдет бензин, ацетон или жидкость для снятия лака с ногтей (на ацетоне). После обезжиривания свечи связываются между собой при помощи изоленты, медицинского пластыря или обычной резинки для волос таким образом, чтобы их контактные стержни были направлены в одну сторону, а юбки – в другую.

«Пучок» свечей помещается юбками вниз в неширокую металлическую посудину, наполненную выбранной чистящей жидкостью так, чтобы она немного не покрывала юбки. Чтобы реакция прошла быстрей, емкость можно поставить на медленный огонь на газовую плиту (за исключением жидкости для чистки карбюраторов, которая является огнеопасной), и подогревать ее, не доводя жидкость до кипения.

По истечении 30-40 минут обработки свечи можно вытаскивать. Далее их необходимо прочистить обычной зубной щеткой, промыть теплой водой и насухо вытереть сухой тряпкой. Для ускорения процесса сушки, свечи можно положить на батарею или в теплую духовку. В случае, если с первого раза удалось удалить не весь нагар, процедуру необходимо повторить.


Заключение

После чистки свечей зажигания, каким бы способом она ни проводилась, настоятельно рекомендуется проверить и привести в соответствие зазор между электродами. В процессе механического воздействия на отложения или вытравливания их химикатами толщина электродов может уменьшиться, в результате чего увеличится зазор. Измерить его можно при помощи специального щупа, который стоит копейки, и продается в любом автомагазине.

Чистка и восстановление свечей зажигания

Свечи зажигания играют очень важную роль в автомобиле. Они обеспечивают надежный запуск двигателя в морозы, правильную работу в рабочем режиме, а также надежность других деталей. Все считают эти детали расходным материалом, но иногда их можно обслужить, а не менять.

Почему теряется работоспособность

Когда происходит естественный износ, то, конечно, их нужно выбросить и поставить новые. Но иногда свечи просто загрязнились, и еще имеют хорошее состояние.

Это происходит по следующим причинам:

  1. Двигатель долго работал в критических условиях: богатая смесь при небольшой температуре. В итоге изолятор полностью закоптился.
  2. В камеру сгорания проникло моторное масло. Неисправность устранили, но свечи зажигания покрылись продуктами сгорания.
  3. Запуск двигателя оказался неудачным. Несгоревшее топливо создало на изоляторе токопроводящий слой, нет искры.

Точную причину можно быстро выяснить. Для этого существуют цветные таблицы, на которых показаны неисправные свечи и вид неисправности. В Интернете можно легко найти такую информацию.

Как очистить

Наиболее правильный способ очистки – прожигание электродов и изолятора высокой температурой. Но работать нужно аккуратно, так как свечу можно испортить чрезмерным нагревом отдельных участков. Но есть более безопасные способы.

Химические очистители

В автосервисах используют специальные средства для очистки инжекторов. Их можно применить также и для обслуживания свечей зажигания. Их нужно положить в емкость со средством на 20-30 минут. После этого мягкой щеткой очистить с изолятора остатки загрязнений.

Бытовая химия

Эти средства работают аналогичным образом. В быту сантехнические очистители используют для очистки ржавчины, накипи. Растворенный бытовой химией нагар можно быстро удалить. При этом нужно соблюдать осторожность, чтобы не поцарапать и не расколоть изолятор. Иначе свеча не сможет выполнять свои функции. Трещины забьются грязью, а осколки повредят зеркальные поверхности цилиндров.

Кипячение

Высокая температура позволяет быстрее очистить грязную свечу. Ее можно прокипятить в растворе обычного стирального порошка. Он не нанесет серьезного вреда поверхности изолятора, но быстро растворит нагар.

Ультразвук

Это эффективный способ, используемый в автосервисах со специальным оборудованием. Ультразвуковая ванна наполнена специальным средством, в которое помещаются загрязненные свечи. Затем включается излучатель ультразвуковых волн. Качество очистки очень высокое – удаляется даже заводская маркировка.

Пескоструйная обработка

Для этого также потребуется специальное оборудование. Свеча зажигания вкручивается в отверстие рабочей камеры. На нее под большим давлением направляется воздушная струя с песком. В этом случае нагар и копоть удаляются механическим способом, поэтому очищение происходит полностью от всех загрязнений.

Важно соблюдать меру, так как сильная струя песка может стереть даже материал изолятора. За процессом наблюдают через прозрачное окно, и после осветления керамики, устройство сразу выключают.

Не всегда свечи зажигания можно купить дешево. Простые модели проще заменить, но иридиевые и платиновые изделия целесообразно почистить. Они еще прослужат вам не одну тысячу километров. При правильно проведенной чистке они сохраняют свои свойства.

Напишите, как вы чистите свечи своего автомобиля, или меняете их новыми, и почему.

Читайте также  Как открыть ваз 2107

Как возвращают искру

Можно ли вернуть работоспособность свече зажигания?

Можно ли вернуть работоспособность свече зажигания?

Многие наши автовладельцы, даже пересев на иномарки, пытаются экономить на эксплуатации машины. Некоторые делают это не от хорошей жизни, а потому, что на их шее висит ярмо кредита, а кто-то просто по привычке, так как в их крови течет кровь рационализаторов – отцов и дедов, эксплуатировавших «Москвичи» и «Жигули». Одна из статей экономии – «реанимация» свечей зажигания, которые отслужили свой срок или оказались «убитыми» нагаром, образующимся на них из-за переизбытка железо- и марганецсодержащих присадок в составе бензина на некоторых отечественных АЗС. Оказывается, наши рационализаторы применяют самые разные методы очистки свечей. Мы проверили эффективность пяти способов. На одной дилерской СТО со «склада» отслуживших свечей зажигания отобрали несколько десятков многоэлектродных экземпляров, набегавших по 40–60 тыс. км и обильно покрытых слоем нагара. Затем на установке для проверки работоспособности свечей под давлением отобрали 10 штук с одинаковой работоспособностью, а точнее – неработоспособностью и отправили их на разные способы очистки. После этого опять проверили их, контролируя наличие пробоев искры по керамическому конусу изолятора центрального электрода и цвет искрового разряда. Результаты оказались неоднозначными и интересными.

Проверка работоспособности свечи зажигания под давлением позволяет контролировать место пробоя искры и ее энергию (по цвету).

1. Пескоструйная очистка (5 баллов)

Чистка деталей песком, подаваемым струей сжатого воздуха, – самый старый метод очистки, который применяют и для свечей. Для этих целей даже создан пескоструйный аппарат. В нашем тесте полноценно восстановить работоспособность свечей зажигания удалось только таким способом. Но тот, кто этим занимается, должен подойти к процессу очистки очень ответственно. Свечу в пескоструйном аппарате нужно не просто держать в одном положении, но и вертеть, чтобы частицы песка или другого абразивного порошка могли «бомбить» ее под разными углами. Кроме того, боковые электроды желательно аккуратно разогнуть, чтобы абразив удалил нагар с керамического конуса центрального электрода со всех сторон. Затем их нужно согнуть в рабочее положение. И еще необходимо восстановить рабочий межэлектродный зазор, он может колебаться от 0,6 мм до 1,5 мм (в зависимости от типа свечей и назначения). Работоспособность свечи после тщательной «пескоструйки» и регулировки межэлектродного зазора восстановилась, т. е. пробоев искры на «массу» через керамический конус нет, а искра имеет рабочий цвет – голубой, что говорит о ее хорошей воспламеняющей способности. Если зазор не регулировать, у изношенных свечей искра также будет «пробиваться» по керамическому конусу, хотя и в меньшей степени. Данный способ чистки более эффективен для одноэлектродных свечей, у которых доступ к керамическому конусу центрального электрода более открытый, чем в многоэлектродных (если, конечно, не заняться их разгибанием).

Стоимость удаления нагара пескоструйным способом в зависимости от СТО колеблется от 15 до 25 грн. за одну свечу.

Стоит помнить, что этот вид чистки позволяет реанимировать свечи, загрязненные нагаром. Если имеются другие повреждения, свечи придется менять на новые.

2. Чистка ультразвуком (3 балла)

Этот метод хорош для чистки форсунок (инжекторов). Но некоторые представители автосервиса чис­тят таким способом и свечи зажигания. Мы тоже в течение часа чистили их в моющей жидкости (правда, не совсем в свежей) под действием ультразвука, но вернуть «подопытным» 100-процентную работоспособность не удалось. Пробой искры «налево» по оставшемуся слою нагара снизился приблизительно на 30%, а после регулировки зазора – на 50–60%, однако искра после такой чистки стала желтой, то есть она имеет меньшую энергию для воспламенения топливо-воздушной смеси.

Утечку искры «на массу» через керамический конус провоцирует и большое сопротивление увеличенного зазора между изношенными электродами, поэтому его также нужно корректировать.

При ультразвуковой чистке результат во многом зависит от свежести жидкости.

3. Очиститель инжекторов (4 балла)

Так как жидкости-очистители инжекторов химически достаточно активны и способны удалить многие загрязнения, две свечи мы «утопили» на сутки в одном из самых эффективных препаратов автохимии – в очистителе Wynn’s, который используется в ультразвуковых установках. Интересно, что результат оказался даже лучше, чем в случае с чисткой ультразвуком в такой же жидкости. После откисания, чистки ершиком, продувки сжатым воздухом и регулировки зазора была получена голубая искра, а пробои по керамическому конусу на «массу» уменьшились на 60–80%.

Этот способ эффективен, но жидкость (85–95 грн.) в рознице найти сложно.

4. Чистильщики сантехники (4 балла)

Бытовая химия призвана удалять с керамики следы ржавчины и известковый налет. Оказалось, что эти средства также достаточно эффективно очищают от нагара. После отмачивания свечи в течение суток и механической чистки искра между электродами формируется голубая, а ее ­пробои по поверхности керамического конуса без регулировки межэлектродных зазоров минимальны. Установив требуемый зазор, работоспособность искрового промежутка можно полностью восстановить. Но возникает одна проблема – эти средства настолько химически «сильны», что съедают не только нагар, но и никель-хромовое покрытие, защищающее свечу от коррозии. Поэтому на стоянке при повышенной влажности свеча будет ржаветь, что приведет к ухудшению ее работы и сложностям при демонтаже. Получить положительный эффект можно, нанося препарат только на керамический конус-изолятор центрального электрода.

Избежать разрушения защитного покрытия можно при кратковременном (15-минутном) погружении свечи в раствор. Но если слой нагара толстый, за это время свеча не очистится.

5. Вывариваем (2 балла)

Данный способ подразумевает варку свечи в воде со стиральным порошком (в течение часа). Такой раствор довольно щадящий, так как в нем нет высокоактивных соединений, способных разрушить никель-хромовое покрытие корпуса. Более того, кажется, что грязь и нагар при размещении свечи в очаге кипения с бурлящей водой и при периодической чистке – например, старой зубной щеткой, удаляются весьма эффективно. Но при проверке свечи оказалось, что положительного результата такая чистка не дает. Формируемая искра получилась желтой и нестабильной, также имеются пробои на «массу» по керамическому конусу, т. е. мотор с такой свечой нормально работать не будет, особенно на высоких оборотах.

Для повышения эффективности вываривания свечу постоянно направляли в очаг кипения.

Механическая чистка помогает удалить отслоившийся нагар.

Некоторые способы чистки действительно помогают вернуть искру в межэлектродный зазор, т. е. исключить пробой по керамическому конусу на «массу». В тоже время агрессивные жидкости могут разрушить защитное покрытие корпуса свечи, из-за чего на ее поверхности очень быстро появляется коррозия, а в результате возникают проблемы с искрообразованием, к тому же демонтаж приржавевшей свечи может оказаться очень сложным.

В случае со старыми свечами с изношенными электродами, помимо чистки нагара, приходится проводить операцию по восстановлению межэлектродного зазора. Дело в том, что если зазор увеличен из-за износа электродов, увеличивается его пробойное напряжение, по­этому более вероятно, что ток высокого напряжения найдет себе другой путь к «массе». Наиболее сложно восстановить зазор в свечах с несколькими боковыми электродами. В этом случае удобнее всего применять проволку требуемой толщины. Стоит помнить, что зазор этот в разных свечах может колебаться от 0,6 до 1,5 мм. Поэтому перед регулировкой нужно выяснить, каким он должен быть у вашей свечи.

Учитывая все «за» и «против» разных способов чистки свечей, «да» можно сказать только одному – так называемой пескоструйке. Остальные методы либо неэффективны, либо сложны или имеются негативные побочные эффекты.

Юрий Дацык
Фото Андрея Яцуляка и Сергея Кузьмича

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: