Когда менять маслосъемные колпачки - MIRAVTOVAZA.RU

Когда менять маслосъемные колпачки

Замена маслосъемных колпачков (сальников клапанов)

Для того чтобы двигатель автомобиля работал исправно как можно дольше, а также чтобы не увеличивался расход масла и бензина, ему требуется своевременная профилактика или ремонт. К таким обязательным процедурам относится замена поршневых колец и маслосъемных колпачков. Далее мы подробно поговорим о сальниках клапанов и рассмотрим, что это за детали. В этой статье мы ответим на вопросы, по каким признакам можно самому определить необходимость замены маслосъемных колпачков и как поменять маслосъемные колпачки своими руками.

Общие сведения о маслосъемных колпачках

Маслосъемные колпачки (сальники) являются частью механизма маслораспределения в двигателе. Наличие масла – главнейшее условие работы ДВС. Только не везде оно должно быть. Например, распределительный вал во время своего вращения всегда находится в масляном тумане. А вот в камерах сгорания смазки быть не должно. Там только топливно-воздушная смесь, которая и сгорает. Если же в нее добавить масло, то сгорание ухудшится, что скажется на увеличении потребления бензина.

Кроме того, на нижней части клапанов будет образовываться нагар. В результате этого клапан начинает закрываться неплотно. Такой же нагар скапливается на стенках цилиндра и на поршневых кольцах. Это явление называется закоксованностью двигателя. Разумеется, все это отнюдь не улучшает его работу, а наоборот, сокращает моторесурс. И увеличивает затраты на масло и горючее. Располагаясь на штоке, колпачок (он же сальник штока клапана) снимает масло с клапана во время движения последнего вниз и препятствует его попаданию внутрь камеры сгорания.

Любопытно то, что этот показатель практически не зависит от производителя самой детали: что на дорогих, что на бюджетных авто они служат примерно одинаково. Это пригодится тем, кто задумывается над вопросом: какие маслосъемные колпачки лучше? В данном случае куда важнее покупать только те, которые соответствуют двигателю и марке авто.

Когда нужно менять колпачки

По-хорошему, нужно производить замену этих деталей через несколько десятков тысяч километров. Опытные водители умеют визуально определять, что уже пришла пора очередного ремонта, так как существуют определенные признаки износа маслосъемных колпачков.

Первый признак – это увеличение расхода масла и, возможно, топлива. Ведь изношенный колпачок будет пропускать масло в камеру сгорания со всеми последствиями, о которых говорилось выше. Второй признак – синий дым из выхлопной трубы, если газовать. Надо заметить, что эти признаки говорят уже о наличии проблемы и необходимости срочного ремонта.

Правда, не всегда дело в сальниках. Иногда проблема может быть в износе колец. Само собой, возникает вопрос: как определить маслосъемные колпачки или кольца, ведь «симптомы» практически одинаковы. Ответ довольно прост. Необходимо выкрутить свечи и осмотреть их на предмет масла и нагара. Наличие того и другого указывает на неисправность именно колпачков. Также это можно проверить, измерив компрессию в цилиндре (выкручивается свеча и на ее место вкручивается специальный прибор). Если она по паспорту нормальная, то значит, кольца замены не требуют. Кроме того, если требуется замена сальников, то дымить автомобиль будет во время разгона и в процессе торможения двигателем.

Вообще, разрушение сальника происходит из-за того, что он постоянно находится в химически агрессивной среде (масло). Плюс подвергается интенсивному механическому воздействию (трение). В результате каучук теряет свою эластичность, твердеет и начинает разрушаться. Часто после съема колпачки просто рассыпаются в пальцах.

Что нужно для замены сальников штока клапанов

Если автолюбитель решил выполнить этот ремонт самостоятельно, то будет значительно проще, когда под рукой есть все, что нужно для замены маслосъемных колпачков. Итак, тем, кто решил действовать самостоятельно, придется обзавестись такими инструментами:

  • свечной ключ (свечная головка);
  • хорошая длинная плоская отвертка;
  • пинцет или длинногубцы (некоторые используют медицинский зажим);
  • магнитная рукоятка или продолговатый узкий (до 2 сантиметров) магнит;
  • ключи для снятия крышки клапанов и головки цилиндров;
  • съемник маслосъемных колпачков;
  • оловянный прут длиной 30-50 см и диаметром около 8 мм (если планируется разбирать двигатель по минимуму);
  • рассухариватель клапанов (на этом инструменте не стоит очень экономить, так как если он недостаточно крепкий, то просто сломается в процессе работы).

Сколько маслосъемных колпачков в двигателе зависит от того, сколько в нем цилиндров и клапанов. Один клапан – один колпачок (рекомендуется иметь несколько запасных). Замену можно производить как на снятой головке блока цилиндров, так и тогда, когда она остается на месте.

Замена колпачков

  1. Прежде всего, нужно отключить клеммы аккумулятора в целях безопасности.
  2. Отсоединив все провода, нужно выкрутить свечи.
  3. Снять крышку головки блока цилиндров.
  4. На этом этапе необходимо выставить первый цилиндр в верхнюю мертвую точку (ВМТ). Для этого существует очень простой способ: включается четвертая передача, поддомкрачивается заднее колесо и далее, вращением его, по меткам на звездочке газораспределительного механизма выставляется нужное положение. После этого домкрат можно убрать.
  5. Теперь нужно демонтировать головку блока цилиндров. Это довольно трудоемкий процесс. Поэтому часто производят снятие маслосъемных колпачков без снятия головки. Однако у этого упрощенного метода есть свои недостатки, о чем будет сказано ниже.
  6. Далее необходимо вынуть распределительный вал. После этого можно будет поснимать рокеры с клапанов (важно соблюдать порядок: откуда снимается – туда потом и ставится). Кстати, эта действие производится даже тогда, когда головка двигателя не снимается.
  7. После демонтажа распредвала откроется доступ к клапанам ГРМ и появится возможность выполнить замену сальников.
  8. При помощи съемника (рассухариватель) необходимо надавить на пружину клапана, а когда она уйдет вниз, аккуратно вынуть сухарики пинцетом или длинногубцами (некоторые обходятся и собственными пальцами, но это не очень удобно).
  9. Теперь аккуратно вынимается тарелка клапана, пружины (внутренняя и наружная) и шайба под ними. Важно при сборке устанавливать все детали на свои места. То есть, пружины и клапаны должны соответствовать друг другу.
  10. При помощи съемника нужно снять маслосъемные колпачки.
  11. Перед установкой нового колпачка, с него снимается пружинка (она в виде колечка). Колпачок хорошо смазывается маслом и при помощи специальной наставки (сойдет и подходящая по диаметру трубка) впрессовывается легкими ударами молотка на свое место. После этого надевается пружинка.
  12. После того, как замена будет произведена на всех клапанах, производится их сборка и дальнейшая сборка всего двигателя. Иными словами, нужно все поставить на свои места.

Однако, для экономии времени и сил, головку двигателя, как уже говорилось, не снимают. В этом случае в процессе демонтажа пружин клапана последнему необходима поддержка. Вот здесь и пригодится оловянный пруток. Он сгибается в виде чуть разогнутой буквы «Г» и коротким концом вводится в отверстие свечи под тарелку клапана. Далее демонтаж и установка маслосъемных колпачков проходит по уже описанному сценарию.

Всегда ли помогает установка новых колпачков

Разумеется, что замена колпачков, особенно если при этом не снимать головку двигателя, не является панацеей. Бывает так, что двигатель и после замены маслосъемных колпачков жрет масло. В этом случае есть вероятность, что была допущена ошибка или небрежность при работе. Например, не до конца запрессован или вовсе порван сальник. Но, как правило, проблема кроется в поршневых кольцах. Двигатель придется разбирать (снимать головку), вынимать поршни и менять поршневые кольца. Меняются они целым комплектом.

Иногда бывает и так, что автомобиль дымит после замены маслосъемных колпачков. В этом случае не обязательно причина кроется в кольцах. Чаще всего это значит, что были допущены оплошности при ремонте: неправильно подобранные по размеру колпачки, неаккуратно установлены или вообще не заменены. Если колпачки запрессованы не до конца, то они во время работы будут слетать со всеми, так сказать, вытекающими последствиями.

Перед началом процедуры нужно выставить все поршни примерно в одинаковое положение. Для этого в свечные каналы вставляются палочки одной длины и вращением вала за гайку достигается их выравнивание на один уровень. После этого раскоксовыватель заливается в отверстия.

По прошествии 4-6 часов нужно удалить остатки жидкости из цилиндров. Для этого свечные каналы накрываются тряпкой и двигатель несколько раз прокручивается стартером. Потом свечи вкручиваются на свои места и двигатель запускается. Произойдет это не сразу. Возможно, понадобится несколько попыток. В процессе прогревания из выхлопной трубы будет валить сизый дым. Это нормальное явление, которое проходит после прогревания двигателя на холостых оборотах. Как только дымить перестанет, двигатель нужно заглушить и сразу же полностью поменять масло. Остатки коксовых отложений будут выгорать еще на протяжении 100-200 км.

Маслосъемные колпачки

Маслосъемные колпачки или сальники клапанов предотвращают попадание масла в камеру сгорания через клапана. Сколько их в двигателе можно определить по количеству клапанов: 12 клапанов = 12 колпачков.

Читайте также  Регулировка переднего моста уаз

Находятся маслосъемные колпачки прямо на клапанах. Это резинотехническое изделие является расходным материалом и подлежит периодической замене.

Когда менять

Как любой расходный материал, колпачки требуют регулярной замены. Мастера советуют менять МСК раз в 50-70 тысяч километров. Это позволит избежать серьезных проблем с мотором.

Как проверить состояние? На ощупь. Если сальник твердый — пора менять.

Очевидные признаки износа МСК:

  • повышенный расход масла;
  • сизый дым из выхлопной трубы после пуска двигателя. Сигнализирует о попадании масла в цилиндре и его сгорании;
  • появление масла на резьбе свечей.

Первые симптомы износа говорят о необходимости срочной замены МСК.

Замена

Менять маслосъемные колпачки можно самостоятельно или на сервисе. Если у Вас есть опыт в ремонте автомобилей Toyota и нужный инструмент, можно производить замену самостоятельно.

Для того чтобы снять МСК потребуется специальный инструмент, называемый «рассухариватель клапанов» и съемник колпачков.

Какие колпачки выбрать, решать Вам. Сейчас можно купить маслосъемные колпачки в интернете по бросовым ценам. Но лучше приобрести качественные расходники, чтобы не пришлось менять их раньше времени. Основным параметром для МСК является их соответствие Вашей модели Toyota. Цена стартует от 60 рублей за штуку в зависимости от модели двигателя.

Установка маслосъемных колпачков своими руками не сложная процедура, но требует внимательности и опыта. Во время рассухаривания клапанов существует опасность потерять сухарь. После этого собрать мотор обратно будет невозможно. Следует также обратить внимание на защиту двигателя от попадания грязи во время замены. Если Вы не уверены в своих силах, не беритесь.

Пример: замена маслосъемных колпачков на 1zz-fe

Сколько стоит заменить маслосъемные колпачки самостоятельно и в сервисе, разберем на примере двигателя 1ZZ-FE. Самостоятельная замена потребует инструмента и расходных материалов.

Колпачки маслосъемные — 120 рублей * 16 штук.

Съемник — 200 рублей.

Ремонт займет у простого автолюбителя не меньше половины дня. Итого: 2970 рублей. Как заменить маслосъемные колпачки, подробно описано в каждом руководстве по эксплуатации автомобиля. Владельцы Toyota охотно делятся фото своих опытов по замене МСК.

Стоимость замены на сервисе составляет от 1500 до 3000 рублей. Плюс сами колпачки — примерно 2000 рублей. Итого максимум 5000 рублей и 40 минут ожидания.

Очевидно, что замена на сервисе обходится дороже, но и времени занимает меньше. К тому же, механик-моторист справится с этой задачей лучше простого автовладельца.

Присадки для МСК

Чтобы избежать замены расходников или оттянуть ее можно использовать специальные присадки. Присадка для маслосъемных колпачков предназначена для их размягчения, то есть увеличения срока службы уже изношенных МСК. Есть герметизирующие присадки, заполняющие образованные временем зазоры, через которые проходит масло.

Автохимия такого рода пользуется большой популярностью из-за низкой по сравнению с заменой МСК стоимости. К тому же, присадки действуют на все резинотехнические изделия, продлевая их срок службы.

Как проверить действует ли присадка? Если Вы уже воспользовались специализированной автохимией, следите за расходом масла. Если он упал — присадка эффективна. Лучшим производителем автомобильных присадок считается американский бренд Wagner.

Замена МСК намного эффективнее применения присадок. В конце концов, сальники все равно придется менять. Чтобы не нанести вред двигателю, обращайтесь к специалистам.

Нужна ли замена маслосъёмных колпачков?

Опции темы
  • Подписаться на эту тему…
  • Поиск по теме

    Нужна ли замена маслосъёмных колпачков?

    Вообщем прошу писать по существу:
    Недавно сделал комплексную диагностику двигателя, причиной которой послужило незначительное подъедание масла — около 1л. на 5000км. Двигатель 5AFE (в подписи видно) 1995г. пробег 185000км., масло лью всегда (не зависимо от сезона) Mobil 10W-40 полусинтетику. Так вот диагностика показала:компьютер ошибок не выдал ни одной, компрессия 12,2-12,3-12,2-12,8; герметичность надпоршневого пространства хорошая, на свечах за 5000км. (ставил зимой) следов масла нет, на совсем старых (15000-20000км. эксплуатации) можно увидеть чуток следы от масла. Содержание СН2 в выхлопе чуть повышен, как пояснили маслице малёк летит в трубу. Отсюда вопрос — имеет смысл менять колпачки сейчас или можно повременить?

    Меняй конечно, литр на 5000- большеватый расход.

    Да мне то не жалко, поменяю не вопрос, но на свечах следов пока нет, выхлоп на холодную не синеватый как при умерших колпачках, только прибором определяется содержание маслица (немножко). просто периодически двигатель до 4500-5500 оборотов кручу, не всегда, но бывает.

    Я тоже согласен с Driver03, чем раньше поменяешь, тем больше сэкономишь на маслице. Сам менял недавно. Результат очевиден, до этого ездил на полусиньке с расходом масла литр на 4-5 тыс., поменял колпачки и рискнул залить синтетики, проехал уже 8 тыс. долил всего поллитра, видимо еще колечки подъедают.
    А повременить себе дороже

    А синий дым ты и не увидешь если у тебя катализатор не выкинут или в хлам не убит

    последняя замена колпачков была при 100000км., сейчас интересовался оригинал 90руб./шт.*16=1440руб. А вот сколько за работу берут, чтобы нормально со снятием головы, а то вроде ещё как-то колхозно без снятия, делают — на таких вот неохота нарваться(((

    а почему без снятия головы колхозно.
    без снятия, если хочеш только колпачки поменять, а не еще чтото попутно сделать, только плюсы:
    1. бошку не перетянеш
    2. прокладку не меняеш
    3. время меньше уйдет

    Действительно, чего страшного менять колпачки без снятия головы? Может я что то упустил, но сам менял без снятия, вполне успешно.

    Просто наговорили, я и заопасался) А там как без снятия менять, если не трудно опишите, может я и сам смогу, руки вроде не из заднего места) А то 3000 за работу жалко)

    Нужен подходящий съемник, у меня был от таза классики только пришлось подпятник поменять на меньший в диаметре, просто нашел подходящую шайбу и приварил. Цеплять его за любую шпильку, их будет много после снятия распредвалов. Для того что бы клапан не уходил глубоко, в свечное отверстие засовывал алюминиевую проволочку загнутую на конце под прямым углом. А дальше как и везде, поршень в ВМТ, между поршнем и клапаном проволочку заводиш и съемником рассухариваешь. Лучше конечно это вдвоем делать, так сподручнее.

    И еще желательно обзавестись литературой по ремонту движков типа 5А, хотя бы от «Легион Авто-дата» или скачать с сайта а потом распечатать нужные странички. Ссылки есть где то в ФАКе.
    Единственное удобство замены мк со съемом головы, на мой взгляд это то что не надо долгое время стоять раком над моторным отсеком )) Но за то потом же и голову надо на место поставить, а это не так просто.

    Спасибо., книга имеется — очень хорошая, помогает — лучше в сервис. Хрен сними 3000 руб., самому не места ни подходящих инструментов.

    Мои 5 копеек. У меня, собсно, примерно та же ситуевина. Я бы пока не спешил в сервис. С деньгами Вы всегда успеете расстаться. Постоянно лили mobil? А как насчет эксперимента? Тупо сливаем масло и заливаем ну. скажем так. что-то в этом роде: Valvoline MaxLife 10W40 или Elf Competition STI 10w40. Лучше сделать пару-тройку заливок и посмотреть результат по расходу. Чудес не обещаю, но есть примеры, как говорится :)
    Valvoline покупаем на выбор здесь http://www.valvoline.ru/where?what=1. map=russia#tbl
    Elf очевидно здесь http://www.renault.ru/ru/dealers/?se. 20=34&type20=1

    По моему 200г/1000км расход приемлемый, у меня 300/1000 и я пока лезть в двиг не собираюсь, только раскоксовку хочу попробывать сделать, и ты попробуй, может поможет, а хуже не будет. Замена обойдется тебе в 4500. На эту же сумму ты можеш доливать масло еще тысяч 100км, если расход прогрессировать не будет. Ну а если уж будет, тогда и меняй.

    колпачки куплены, лежат ждут своего часа.
    про масло могу сказать, тут марка может и играет роль, но масло однозначно чуть летит в трубу, анализ выхлопа это показал. про то, что я могу ездить с таким уходом + доливка за те же деньги, я уже посчитал — лет 5 точно. но больше склоняюсь, что лучше заменить.

    Ключевая фраза, имхо. Вы даже представить себе не можете, на сколько правы :) Вы вообще уверены, ЧТО реально находится (находлилось?) в той канистре с понтовым названием «mobil»? Фишка в том, что если сейчас Вы мне скажете, что подделка исключена, и куплено оно в провереном месте у солидных людей, я соглашусь и буду качать головой. Это дествительно реально НАСТОЯЩЕЕ масло. Есть одна проблемка. Кто и где его произвел, Вы можете сказать? Вот я не могу. Зато я могу сказать кто, где, когда разлил Valvoline и Elf. Поэтому еще раз выскажу свое имхо: залейте нормальное масло и посмотрите результат, а дальше принимайте решение на ремонт.
    Что касается «раскоксовок», «промывок», «добавок» и остальной хрени, выдуманой отечественными автолюбителями, мое отношенее однозначно отрицательное, это не ТАЗНАХ, НЕ МЕШАЙТЕ МАШИНЕ РАБОТАТЬ, лейте в нее, что положено, и меняйте вовремя. Все. Ей больше ниче не надо.

    Читайте также  Как разобрать ключ фольксваген

    ps С наступающим Днем Победы .

    расход масла действительно меняется, в зависимости от того, что залито.

    на двиге EJ20 (субару) был залит кастрюль (не помню какой именно) был расход — 200 гр на 10000км -. (если это можно назвать расходом)
    . с какой то дури в очередной раз при смене масло заливается мобил.
    и что вы думаете — расход 1л — 10000км.
    снова кострюль и все в норме.

    сейчас двиг 5а был мобил синт. при прошлой замене залил новую синт. тож от мобил по прошествии 3000км 100г масла не стало — до этого расхода не было вообще —
    и думается если я залью то старое которое, до этого лилось всегда все бут ОК.

    Не надо кастрол. Просто поверьте на слово. Это не нормальное масло. Если нужно, я обосную, но здесь не буду, чтоб не начинать новый беспонтовый боян.

    . не рекламировал. :)))) поймите правильно, . просто описал с чем столкнулся

    А у меня после заливки синтетики от ТНК после полусинтетики Total расход масла существенно вырос. Теперь даже крышка башки вся запотела.

    Почему изнашиваются маслосъемные колпачки и как их заменить

    Колпачками за специфическую форму называют сальники, уплотняющие стебли клапанов в месте их входа во втулки (направляющие). Когда-то их вообще не устанавливали на двигатели, но с момента появления МСК обрели удивительную популярность, про них знают многие водители, а связано это с больной темой расхода масла на угар.

    Для чего в двигателе нужны МСК

    Для организации рабочего процесса четырёхтактного двигателя нужны впускные и выпускные клапаны. Через них в камеру сгорания цилиндра поступает свежая смесь топлива с воздухом и уходят отработанные газы.

    Каждый клапан состоит из тарелки и стебля. Тарелка перекрывает путь смеси и газов, плотно усаживаясь в гнездо головки блока цилиндров (ГБЦ), а стебель обеспечивает правильное геометрическое расположение тарелки и её возвратно-поступательное движение. Для этого он скользит по выполненной в теле головки направляющей втулке.

    Зазор между втулкой и стеблем клапана очень мал, но без него механизм работать не сможет.

    1. Клапан, особенно выпускной, нагревается сильнее, чем металл ГБЦ, через который проходят каналы системы охлаждения. И хотя коэффициенты теплового расширения у этих деталей максимально близки, по мере роста разницы температур зазор между втулкой и стеблем будет уменьшаться. Если не обеспечить его правильную исходную величину, то клапан заклинит с катастрофическими последствиями для двигателя.
    2. Для минимизации трения между клапаном и направляющей, в зазор должна проникать смазка. Если его сделать слишком малым, то стебель будет работать в режиме масляного голодания, возможны локальные перегревы из-за повышенного трения с тем же результатом – заклиниванием.

    Но наличие зазора означает потерю герметичности картерного пространства, ведь газораспределительный механизм работает в том же масле, что и прочие детали двигателя, его объём свободно сообщается с зоной под поршнями. Тарелки же клапанов находятся в зоне между камерой сгорания и впускным и выпускным коллекторами.

    Всё это подразумевает постоянные перепады давления, которые способны переносить масло в цилиндры и забивать высокотемпературными отложениями тепловые зазоры между клапанами и их направляющими втулками.

    Постепенно в автомобильной технике утвердилась необходимость установки там уплотнений сальникового типа, хотя были и другие способы решения вопроса. В старых моторах никаких МСК не было, а работали они прекрасно и масло вёдрами не потребляли. Например, семейство Москвич-412 с двигателями, очень похожими на BMW.

    Устройство

    Маслосъёмный колпачок представляет собой классический кольцевой сальник с рабочей кромкой, усиленной стальной пружиной. Нижняя часть представляет собой жестяной цилиндр, покрытый тонким слоем резины. При монтаже он плотно надевается на выступающую часть направляющей втулки клапана.

    Многое зависит от состава материала, из которого выполнена рабочая часть сальника и его кромка. С одной стороны, он должен эффективно снимать масло с быстро движущегося стебля, не давая ему уходить в зазор даже при значительном перепаде давления. Но с другой – недопустимо оставлять стебель вообще без смазки. Правильно подобранный сальник аккуратно дозирует масло в микроскопических количествах.

    Впускные и выпускные колпачки трудятся при радикально разных температурах. Впускной клапан лучше охлаждается при посадке свой фаской в гнездо, а также потоком свежей топливовоздушной смеси.

    Выпускному хуже, через него вылетают раскалённые продукты горения. Но оба сальника должны оставаться эластичными. Поэтому иногда с целью экономии их делают из разного материала. Иначе пришлось бы расходовать более дорогой на впускные уплотнения, где режим гораздо мягче.

    Причины износа маслосъемных колпачков

    Со временем сальники перестают эффективно удерживать масло. Причин тому несколько:

    • износ рабочей кромки от постоянного трения стебля;
    • высокотемпературная деградация материала;
    • ослабление дополнительной пружины;
    • естественное старение.

    Чаще всего материал сальника успевает потерять эластичность ещё до того, как наступит сильный износ кромки. Поэтому оценивают состояние колпачков по их твёрдости, если они «задубели», значит уже не работают, надо менять.

    Это можно заметить при вскрытии мотора, когда сальники будут меняться практически обязательно в любом случае, на них не экономят. Для целенаправленного ремонта нужны косвенные поводы.

    Как понять, что МСК требуют замены

    Неисправные сальники клапанов вызывают повышение расхода масла на угар. Как правило, это касается впускных, там перепад давления срабатывает в нежелательную сторону. Но потребуется отличить расход через МСК от всех прочих путей потери масла.

    Основных причин ухода масла три – сверху через клапаны, снизу через поршневые кольца, простыми утечками через уплотнения мотора, в последнем случае всё хорошо заметно визуально по масляным лужам и потёкам.

    • угар из-за изношенных колец вызывает равномерное сизое дымление, зависящее от нагрузки и оборотов, растёт расход газа через вентиляцию картера, сначала падает, потом возрастает компрессия;
    • сальники клапанов пропускают больше масла, когда во впускном коллекторе максимальное разрежение, то есть присутствует существенный перепад давления.

    Отсюда и характерные приметы поступления масла именно через втулки клапанов. После десятка секунд работы двигателя с закрытым дросселем, особенно если это режим торможения двигателем с повышенными оборотами, надо резко открыть газ. Из выхлопной трубы вылетит густой клуб сизого масляного дыма. При этом, если кольца в порядке, на стационарных режимах по оборотам заметного дымления нет.

    Как меняют маслосъемные колпачки

    Если целью ремонтного вмешательства будут именно сальники клапанов, то на очень многих моторах не потребуется снимать не только двигатель, но и головку блока.

    Без снятия ГБЦ

    Конструктивно мотор может быть выполнен по различным схемам, можно выделить только общие моменты:

    • демонтируется клапанная крышка;
    • при прямом приводе клапанов потребуется снимать распредвалы, если предусмотрены коромысла или рычаги (рокера), то часто можно РВ не трогать;
    • для снятия пружин с клапанов потребуется приспособление – рассухариватель, которым можно сжать пружину, чтобы вытащить фиксирующие сухари;
    • чтобы клапан не проваливался в цилиндр, применяют различные подпорки, вводимые через свечные отверстия;
    • для снятия старого колпачка потребуется ещё одно приспособление цангового типа, прочие способы ненадёжны и опасны, можно сломать верхнюю часть направляющей, которая часто изготавливается из металлокерамики;
    • новый сальник напрессовывается трубчатой оправкой, опора делается строго на предусмотренный для этого фланец;
    • чтобы не повредить кромку, на клапан надевается защитный пластиковый колпачок, а сальник погружается в моторное масло.

    Особое внимание уделяется процессам снятия и установки сухарей, их очень легко утерять или неправильно смонтировать, что ведёт к дорогостоящим последствиям.

    Со снятием ГБЦ

    На снятой головке всё делается точно так же, но значительно удобнее. Можно использовать более совершенный рассухариватель, меньше рисковать при работе с сухарями и пружинами.

    Достаточно редко приходится менять МСК без проведения более сложного ремонта двигателя, поэтому обычно сальники меняются именно на снятой ГБЦ.

    Помогают ли присадки от течи сальников клапанов

    В длинном ряду волшебных средств для бесконтактного ремонта двигателей присутствуют и присадки, якобы устраняющие течь через уплотнения. Принцип работы разъясняется доходчиво – они размягчают резину сальников или прокладок, возвращая им объём и эластичность. Если дальше не думать, а на этом месте сразу покупать, то этого достаточно.

    Читайте также  Уаз хантер дизель расход топлива

    На самом деле приходится исследовать, в чём тут обман в каждом конкретном случае. Если речь идёт о МСК, то материал у них таков (выше рассказано про температурные режимы), что никакие растворители и эфиры, составляющие суть присадок, на него не подействуют. Тем более не восстановят изношенную кромку и не подтянут кольцевую пружинку.

    Если уж лень ремонтироваться или есть более объективные причины, то ничего страшного в задубевших колпачках нет. Некоторое время можно поездить, особенно если на авто удалён катализатор.

    Потом всё равно придётся ремонтировать двигатель, сальник клапанов – далеко не единственная его деталь, которая выходит из строя. И лучше при ремонте купить хорошие изделия от надежного производителя, чем тратить те же деньги на присадки, известно для кого придуманные.

    Замена маслосъемных колпачков

    Еще их называют клапанными сальниками. Для чего нужны эти совсем небольшие по размеру детали? Их предназначение – предотвратить протекание масла из головки блока в рабочие цилиндры через стержень клапана. По конструкции изделия представляют собой стальную втулку, «обернутую» резиной с витой пружинкой. Сегодня для изготовления клапанных сальников применяют акрилатный каучук – прочные и надежный искусственный материал.

    Своевременная замена маслосъемных колпачков предотвращает повышенный расход масла и падение эксплуатационных характеристик двигателя, вызываемых перемешиванием воздушно-топливной смеси и смазочного состава.

    1. Зачем нужны и как работают маслосъемные колпачки
    2. Признаки износа клапанных сальников
    3. Замена маслосъемных колпачков
    4. Замена колпачков на ВАЗ 2121 (16 клапанов)
    5. Почему нельзя ездить с изношенными клапанными сальниками

    Зачем нужны и как работают маслосъемные колпачки

    Клапан совершает возвратно-поступательное движение благодаря непосредственному контакту с распределительным валом ГРМ. Когда он крутится, создается масляная взвесь. При этом клапан периодически входит в зону камеры сгорания, где присутствие смазочного вещества недопустимо. Маслосъемные колпачки как раз снимают масло со штока клапана, не пропуская его внутрь блока цилиндров.

    С течением времени они стареют: резина утрачивает свою эластичность, детали становятся жесткими и смазывающая жидкость начинает просачиваться в камеру сгорания. Во избежание чрезмерного износа маслосъемных колпачков их необходимо вовремя заменить.

    Признаки износа клапанных сальников

    Если получится вовремя распознать выход из строя этих деталей, то удастся избежать более серьезных поломок двигателя (деталей цилиндро-поршневой группы). Основные симптомы:

    • Из трубы глушителя виден густой дым с белым или сизым оттенком: он появляется на непродолжительное время при пуске мотора.
    • Концентрация дыма увеличивается при резком нажатии на педаль акселератора или переключении скоростей.
    • Расход смазочного материала заметно увеличивается (более 1 л на 1000 км).
    • На свечах зажигания обнаруживается замасливание, они имеют черный нагар. Это связано с тем, что при создании в камере сгорания высокого давления частички масла через микрозазоры (достаточно 0,3 мм) в резьбе свечи буквально выдавливаются наружу и следы смазочного расходного материала видны даже вокруг ввернутой свечи.

    Износа маслосъемных колпачков не избежать: эти компоненты механизма газораспределения работают в режиме повышенной нагрузки. Всего лишь в течение одной минуты клапан успевает совершить 150-1200 «ходок» (тактов). Плюс к этому, на изделия действует агрессивная среда: масло и выхлопные газы.

    Возникает вопрос, когда менять маслосъемные колпачки? Если у вас машина куплена новой, то делать это нужно примерно через 50-70 тысяч км пробега (на импортных машинах километраж может составлять 180 и более тысяч км).

    При игнорировании вышеуказанных признаков износа сальников стоит ожидать проблем с двигателем, а именно:

    • снижения мощности (авто станет хуже «тянуть») из-за плохой работы замасленных свечей;
    • «плавания» оборотов на холостом ходу;
    • при понижении оборотов мотор может заглохнуть.

    Также стоит обратить внимание на динамические характеристики автомобиля – например, разгон, и расход горючего. Если эти два параметра не изменились, то можно с большой долей уверенности говорить об износе клапанных сальников. Об этом же говорит и нормальная компрессия в цилиндрах двигателя.

    Замена маслосъемных колпачков

    Длительность и сложность этого процесса зависит от марки авто и конкретной модели. Но общие принципы замены можно изложить. Чтобы успешно заменить маслосъемные колпачки без снятия головки необходимо:

    1. Полностью остудить двигатель и снять клапанную крышку.
    2. Добиться совпадения меток на шкиве, распределительном и коленчатом валах.
    3. Ослабить привод и демонтировать распредвал.
    4. «Рассухарить» клапанные пружины (лучше использовать съемник).
    5. Используя пассатижи либо специальную цангу снять клапанные сальники.
    6. Взять новые изделия, смазать их внутреннюю поверхность моторным маслом. То же самое требуется проделать с их посадочным местом.
    7. Насадить клапанные сальники на шток и запрессовать их посредством несильных ударов резиновым молотком.
    8. Поставить обратно пружины и «засухарить» их.

    Если имеются подозрения, что маслосъемные колпачки не менялись длительное время, придется снять головку блока цилиндров и очистить элементы цилиндро-поршневой группы от нагара.

    Замена колпачков на ВАЗ 2121 (16 клапанов)

    Лучше всего эту операцию проводить на снятой головке блока цилиндров. Но если этого сделать нельзя, замену сальников клапанов своими руками можно осуществить на месте. Заранее необходимо подготовить:

    • новую прокладку под клапанную крышку;
    • комплект маслосъемных колпачков;
    • ключ на 12 (лучше рожковый и торцовый);
    • плоскую отвертку и пинцет с магнитом;
    • съемник (его называют «рассухариватель клапанов)) клапанных пружин.

    Когда все готово, можно переходить непосредственно к процессу. Алгоритм действий нижеследующий:

    1. Отсоедините плюсовую клемму от аккумуляторной батареи, снимите высоковольтные провода и выкрутите свечи зажигания.
    2. Выставьте верхнюю мертвую точку, как это делаете, когда меняете ремень ГРМ (метки на распредвале, шкиве, коленвале должны совпадать).
    3. Возьмите торцовый ключ на 12 и снимите клапанную крышку.
    4. Вытащите штеккеры, подключенные к колодкам.
    5. Демонтируйте катушку зажигания.
    6. Снимите дроссель (если он загрязнен, то, воспользовавшись случаем, почистите его).
    7. Демонтируйте клапанную крышку и выверните винты, посредством которых фиксируются коромысла (их тоже вытащить).
    8. Возьмите сжиматель и «рассухарьте» клапана, предварительно обернув приспособление тряпкой, чтобы фиксаторы клапана не разлетелись в разные стороны. Одна часть этого приспособления является неподвижной, а другая давит на клапанную тарелку, одновременно сжимая пружину и освобождая «сухари».
    9. Если клапан при воздействии на него инструмента уходит в камеру сгорания, то в свечное отверстие придется вставить деревянный брусок, или подобное приспособление, чтобы застопорить клапан.
    10. Вытащите из втулок изношенные маслосъемные колпачки напрессуйте новые. Сборку произведите в обратном порядке.

    Стоит серьезно отнестись к выбору маслосъемных колпачков для ВАЗ2112. Специалисты рекомендуют нижеследующие комплекты:

    • 2112-1007026: это оригинальные изделия, производимые АвтоВазом и устанавливаемые на конвейере – идеально подходят для российской машины;
    • комплектMaster-sport;
    • Herzog;
    • Trialli;
    • СТД «Резерв»;
    • Goetze: на этом производителе стоит остановиться подробнее. Большинство специалистов предпочитают именно эти изделия, несмотря на более высокую стоимость. Дело в том, что клапанные сальники от этой фирмы проще устанавливать (минимизируются риски повреждения) и служат они дольше даже «родных» вазовских.

    При покупке сальников на иномарку, нужно учитывать конструкцию колпачков. Например, на японских изделиях внутри имеется выступ, который совпадает с соответствующей канавкой на втулке.

    Понятно, что такие клапанные сальники нельзя ставить на европейские, американские или российские машины. Стоит отметить, что снятие и установка маслосъемных колпачков своими руками обойдется дешевле, даже с учетом покупки «рассухаривателя», чем поездка в автосервис.Если возможности немедленно заменить маслосъемные колпачки нет, то можно попробовать оттянуть неизбежный ремонт, воспользовавшись специальными присадками. Они способны на некоторое время герметизировать зазоры между клапаном и его сальником. Автохимия подобного рода обойдется дешевле, чем замена колпачков (даже самостоятельная): она позволяет некоторое время продолжать эксплуатировать автомобиль. Из наиболее часто используемых присадок можно отметить:

    • Wagner (США);
    • Liqui Moly (ФРГ);
    • «Лавр» (Россия).

    Почему нельзя ездить с изношенными клапанными сальниками

    При попадании смазочного материала в камеру сгорания происходит перемешивание ГСМ, в результате чего масло начинает превращаться в продукт сжигания и оседать на электродах свечей в виде черного нагара. В итоге искрообразование становится нестабильным, мотор работает неустойчиво и не развивает полной мощности. Загрязнение свечей рано или поздно приведет к отказу одного из цилиндров. Еще одна грозящая неприятность – прогар одного или нескольких клапанов. Это тоже чревато отказом цилиндра и резким повышением расхода масла.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: