Передний мост уаз буханка устройство - MIRAVTOVAZA.RU

Передний мост уаз буханка устройство

Как устроен передний мост УАЗ: подробная инструкция по обслуживанию и ремонту

УАЗ – легендарный внедорожник, популярный как в России, так и вне ее пределов. Авто выпускается достаточно давно, что доказало надежность ее конструкции. Эта машина активно эксплуатируется в армии. Между гражданской и армейской версиями существуют небольшие различия. Однако и там и там передний мост УАЗ показал себя с лучшей стороны. Есть несколько модификаций: бортовая, обычная, «буханка» и т. д. Также нельзя не отметить один из плюсов авто – ремонтопригодность и возможность восстановления работоспособности любого узла даже в «гаражных» условиях. Устройство механизма позволяет активировать полный привод, что помогает уверенно преодолевать препятствия.

Устройство переднего моста УАЗ

В состав входит картер (иногда его называют чулком), дифференциал и главная передача. Задний и передний мосты принципиальных различий не имеют. Вся разница лишь в направлении резьбы кольца, отбрасывающего масло и находящегося в главной шестерне. Сегодняшнее устройство переднего моста УАЗ показано на картинке ниже. Опора, размещенная на кожухе, фиксируется пятью метизами. В опору впрессованы шкворневые втулки. Пара шкворней «занимается» удержанием кулака. Он же держит крышку картера колесных редукторов. На ней зафиксирована цапфа вместе с щитком, на котором – детали тормозной системы.

Шкворни не проворачиваются в кулаке благодаря стопорам штифтового типа. Сам кулак выполнен с предварительным натягом (0,02-0,1 мм). Регулировка моста УАЗ 469 осуществляется посредством прокладок. Место расположения – между рычагом поворота и накладкой (слева либо справа). Прокладки находятся между накладками и кулаком.

Одна из особенностей описываемого механизма в том, что он, помимо увеличения проходимости еще и поворачивает колеса. Для этого применяются шаровые шарниры Бирнфильда. В их полостях присутствует смазка, которую не нужно восполнять на протяжении всего срока службы. Кулаки, а также ось шкворней имеют наклон, что позволяет после выполнения поворота возвращать колеса в среднее положение. Основные плюсы балки (Спайсер):

  • колея 1,6 м, что положительно сказывается на устойчивости авто;
  • колеса поворачиваются на угол до 32 градусов, что придает машине улучшенную маневренность;
  • вместо листовых рессор монтируется зависимая подвеска на пружинах;
  • не надо заменять смазку в механизмах (кулаках);
  • съемная крышка облегчает доступ к деталям в случае ремонта;
  • дифференциал вместе с редуктором — в одном корпусе – это увеличивает жесткость и эксплуатационный ресурс;
  • усовершенствованная шестерня-сателлит позволила снизить шум.

Особо стоит сказать о шарнирах, точнее стабилизации угловой скорости. Это конструкция, обеспечивающая стабильность вращения двух валов: ведущего и сопровождающего. В состав шарнира входит две вилки: в их гнездах – 4 шарика. В серединных секторах деталей есть пятый, нужный для установочных операций. В частности, центрирования вилки. Чтобы деактивировать передний привод, есть специальное приспособление, состоящее из муфты, болтов, шариков.

Отличительные особенности военной версии

Главная особенность переднего моста в армейском варианте – размещение редуктора. Он находится выше. Второй отличительный момент – передаточное число – 5,38. У гражданской версии УАЗ 469, 452, 3151, 3303 – 4,6 либо 5,125. Все эти характеристики увеличивают расстояние от нижней точки авто до поверхности дороги с 220 до 300 мм. Желающих по-быстрому заменить обычный мост на армейский ждет разочарование: без переделок это не получится. Причина в устройстве сошки, подвески. К тому же карданные валы различаются между собой по длине.

Как включить передний мост на УАЗ

Чтобы крутящий момент отдать редуктору, применяется карданный вал, присоединенный к раздаточному редуктору, имеющему пару ступеней. На машинах «Патриот» применяется две разновидности «раздаток»: российская механическая либо Dynamos, имеющая электрический привод. Последний вариант используется с 2013 года. В обоих вариантах без муфты включения переднего моста УАЗ не обойтись.

Управление приводом происходит при помощи рычага или шайбы, находящихся на центральном тоннеле. Чтобы включить передний мост УАЗ или деактивировать, нужно:

  1. Полностью выжать сцепление;
  2. Передвинуть рычаг в нужное положение (режимы указаны на пластиковой рукоятке). Операцию проводите на скорости не более 60 км/ч;
  3. Отпустите сцепление: далее можно двигаться с активированным мостом. Для его отключения опять выжмите сцепление и переведите рычаг управления в нейтраль.

Включение моста на внедорожниках с коробкой Dymos гораздо проще: нужно повернуть шайбу в нужное положение. Конструкция трансмиссии такова, что не возбраняется подключать мост прямо во время движения. Однако если потребуется пониженная скорость, придется остановиться.

Техническое обслуживание

Техобслуживание моста УАЗ несложное и сводится к контролированию уровня смазочного материала и его доливе, замене. Второй момент заключается в проверке уплотнений на предмет протекания. Регулярно требуется проверять надежность креплений, особенно если машина используется в тяжелых дорожных условиях. Вовремя устраняйте осевые зазоры в подшипниках дифференциала.

Схема сборки и подключения

В ходе сборки конструкции не помните о нескольких особенностях:

  1. Запрессовку втулки в цапфу производите заподлицо с торцом гнезда для шайбы. После окончания процедуры втулку нужно развернуть;
  2. Одну упорную шайбу разместите внутри цапфы, вторую – в опоре. Проводные каналы для масла в упорных шайбах должны быть обращены к шарниру. Шайба закрепляется путем раскернивания в 3-4 местах;
  3. В ходе монтажа шарнира в шаровую опору заложите смазку;
  4. Шкворни, втулки обработайте жидкой смазкой.

Чтобы получить нужный осевой натяг, нужно подобрать определенное количество прокладок (но не менее пяти). Они устанавливаются на торцы корпуса кулака сверху и снизу. Их число должно быть одинаково. Войлочное кольцо сальника шаровой опоры пропитайте моторным маслом. Если есть возможность, после сборки проверьте мост на стенде. Если сборка произведена правильно, при торможении полуоси не должны нагреваться и чрезмерно шуметь. Течи через сальники, манжеты, болтовые соединения не допускаются.

Как разобрать мост

На первом этапе нужно снять тормозной барабан. Далее демонтируются хабы и ступицы. Попутно осмотрите подшипники, которые, возможно, износились, и придется покупать новые.

  1. Отверните шланг тормозной системы, он будет мешать, и снимите тормозной щит;
  2. Вытащите ШРУС;
  3. Демонтируйте поворотный механизм и хвостовик;
  4. Разделите чулок на две части;
  5. Извлеките пару с одной части моста и второй.

Ремонт наиболее частых неисправностей

Восстановление работоспособности моста не очень сложное: но требуется, выполняя операции, соблюдать аккуратность. Какие «болезни» наиболее характерны?

Образование течи

Там, где поворотный кулак соединяется с мостом, имеется сальник – одно из слабых мест конструкции в смысле протекания смазочного материала. Сальник может пропускать масло не только из-за изношенности, но при засорении сапуна. Если вы зальете смазочного материала больше, чем требуется, результат будет тот же: протечка. Сальники бывают двух типов:

  • резиновые: недорогие, но и недолговечные;
  • полиуретановые: более дорогие, имеют продолжительный срок службы.

Для замены детали поставьте авто на ровное место и поддомкратьте проблемную сторону, заранее ослабив колесные гайки. Далее:

  • снимите поворотный кулак;
  • зажмите деталь в тисках;
  • вытащите сальник, поддев его плоской отверткой или иным подходящим инструментом;
  • вытащите сальник из полости опоры;
  • перед установкой уплотнитель смажьте;
  • запрессуйте сальник с помощью трубки соответствующего диаметра.
  • установка производится в обратном порядке.

Механизм начал гудеть

В первую очередь проверьте уровень масла. Если он в норме, мост придется снимать и разбирать. При постоянном гудении моста на любых режимах езды, причины могут быть такими:

  • неверная настройка или предельный эксплуатационный ресурс дифференциальных подшипников;
  • поломка (износ) полуоси (ее подшипника);
  • износ, повреждение, неверная регулировка шестерен.

Указанные подшипники нужно просто заменить на новые. Если гудение появляется при резкой остановке, разгоне, причины следующие:

  • неверный зазор между шестернями главной передачи;
  • зубья шестерен главной передачи неправильно зацепляются между собой.

В этом случае нужно правильно настроить зацепление или заменить дефектные детали. Если мост гудит при вхождении УАЗ в поворот и движении по прямой, причины могут быть следующими:

  • сателлиты вращаются с большим усилием;
  • нештатная работа шестерен полуосей в дифференциале;
  • разрушение, сильный износ подшипника полуоси;
  • неправильный зазор между шестернями, расположенными в дифференциале.

Для восстановления работоспособности механизма правильно настройте зазоры и замените разрушенные, изношенные подшипники. Стоит заметить, что добиться нужного результата при регулировках зазоров можно лишь на стенде.

Осевой люфт колеса

Он возникает при неверной настройке подшипников ступицы либо при полном выходе их из строя, которое вызывается чрезмерной затяжкой. В итоге подшипники сильно нагреваются, мазка разжижается и вытекает. Алгоритм действий при выполнении правильной регулировки:

  1. Поддомкратьте колесо с нужной стороны;
  2. Вытащите с помощью съемника полуось;
  3. Отведите в сторону усик стопорной шайбы и открутите контргайку;
  4. Прокрутите колесо: если оно вращается туга причина может крыться в заедании манжет, контакте барабана и колодок и т. п.;
  5. Заверните регулировочную гайку. Делайте это постепенно, одновременно прокручивая колесо. Используйте ключ с воротком;
  6. Открутите гайку примерно на треть оборота, поставьте шайбу-стопор. Закрутите гайку и застопорите ее;
  7. Проверьте, как вращается колесо: оно должно крутиться свободно, не заедая;
  8. Верните на место полуось, поставьте обратно болты и затяните их.

Окончательно проверить можно при передвижении. Если ступица нагревается сильно, отверните ее гайку примерно на 1/6 оборота.

Разборка поворотного кулака без демонтажа моста

Для выполнения операции сначала отсоедините хаб, выкрутив 6 болтов. Затем отогните стопорную шайбу, отверните гайки ступицы и выньте ее с колесом и барабаном. Далее:

  • отсоедините маслоотражатель, для чего открутите 6 болтов;
  • выверните пару болтов на поворотном кулаке, подвесьте тормозной щит на рессоре;
  • выверните 6 болтов, чтобы рассоединить крышку и корпус кулака;
  • чтобы его снять, отверните болты и снимите уплотнительные кольца;
  • отверните накладки кулака, извлеките шкворни и снимите корпус поворотного кулака.

Как видим, отремонтировать ремонт переднего моста УАЗ своими руками вполне возможно. Однако надо иметь опыт проведения подобных работ и хороший набор инструментов.

Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах

Передний мост автомобилей вагонной компоновки моделей УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303 — ведущий. Картер, главная передача и дифференциал переднего моста не отличаются от соответствующих деталей и узлов заднего моста. Все операции разборки, сборки, обслуживания и регулировка такие же, как и для заднего моста.

Устройство поворотного кулака переднего ведущего моста УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303.

К кожуху полуоси пятью болтами крепится шаровая опора с запрессованными в нее втулками шкворней. На шаровой опоре с помощью двух шкворней установлен корпус поворотного кулака. Шкворни поворотного кулака устанавливаются с предварительным натягом вдоль их общей оси, величина которого составляет 0,02-0,10 мм. От проворачивания в корпусе поворотного кулака шкворни стопорятся штифтами.

Читайте также  Как промыть систему охлаждения двигателя ваз 2114

Регулировку предварительного натяга надо производить прокладками, устанавливаемыми вверху — между рычагом поворотного кулака (слева) или накладкой (справа) и корпусом поворотного кулака, внизу — между накладками и корпусом поворотного кулака. Для смазки верхних шкворней и добавления смазки в шаровую опору на рычаге поворотного кулака (слева) и на верхней накладке шкворня (справа) установлены пресс-масленки. Нижние шкворни смазываются смазкой, поступающей самотеком из шаровой опоры.

Внутри поворотного кулака установлен шарнир равных угловых скоростей (ШРУС). Конструкция шарнира обеспечивает одинаковые угловые скорости ведущего и ведомого валов независимо от угла между ними. Шарнир состоит из двух вилок, в криволинейных канавках которых расположены четыре шарика. В центральных гнездах вилок расположен пятый шарик, который является установочным и служит для центрирования вилок. От продольного перемещения шарнир ограничен упорной шайбой.

Муфта отключения колес переднего ведущего моста УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303.

Внутренняя ведущая вилка ШРУС соединена шлицами с полуосевой шестерней дифференциала. На ведомом конце кулака шарнира установлено устройство для отключения передних колес автомобиля, которое состоит из подвижной муфты, установленной на шлицах, и болта с пружиной и шариком. Наружными шлицами подвижная муфта соединяется с внутренними шлицами ведущего фланца, закрепленного болтами к ступице колеса.

Для уменьшения износа деталей переднего ведущего моста и экономии топлива при эксплуатации автомобиля по дорогам с твердым покрытием вместе с выключением переднего ведущего моста целесообразно отключать и ступицы передних колес.

Для чего снять защитный колпак и вывинчивая болт, установить муфту в положение, когда сигнальная кольцевая канавка на ее поверхности расположится в одной плоскости с торцом фланца. Установив муфту в требуемом положении, завинтить защитный колпак. Включение колеса производится завинчиванием болта с надежной его затяжкой.

На некоторых автомобилях УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303 возможна установка другой по конструкции муфты отключения передних колес 31512-2304210. Для выключения колес необходимо повернуть диск муфты против часовой стрелки до упора, совместив при этом указатель с надписью «4×2». Включение производить поворотом диска по часовой стрелке до упора, совместив при этом указатель с надписью «4×4».

Операции по включению и отключению муфты необходимо производить на обоих колесах переднего ведущего моста одновременно. Включение переднего моста при отключенных с помощью муфт колесах не допускается.

Обслуживание переднего моста УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303.

При осмотре поворотных кулаков надо обращать внимание на исправность регулировочных болтов, упоров-ограничителей поворота колес и надежность их стопорения. Величина угла поворота правого колеса — вправо, а левого — влево должна быть не более 27 градусов. Увеличенный угол поворота колес приводит к разрушению шарниров поворотных кулаков.

Регулировка затяжки шкворней поворотного кулака переднего моста.

Регулировка затяжки шкворней поворотного кулака на заводе производится с предварительным натягом вдоль их общей оси, причем сверху и снизу устанавливают одинаковое количество прокладок. При износе трущихся поверхностей предварительный натяг исчезает и образуется осевой зазор между торцами шкворней и опорными кольцами шаровой опоры. Этот зазор устраняют снятием сверху и снизу одинакового количества регулировочных прокладок. Разность между суммарными толщинами верхних и нижних прокладок не должна превышать 0,1 мм.

Регулировка схождения колес переднего моста.

Регулировка схождения колес производится при нормальном давлении в шинах таким образом, чтобы размер А, замеренный по средней линии боковой поверхности шин спереди, был на 1,5-3,0 мм меньше размера В сзади. Проверку схождения колес можно производить по наружным или по внутренним поверхностям шин.

Проверку схождения колес по наружным поверхностям необходимо производить на специальном стенде. При этом надо найти точки равного бокового биения шин и расположить их в горизонтальной плоскости. В противном случае, в следствии значительного бокового биения шин, схождение будет отрегулировано неправильно.

Определение схождения передних колес по внутренним поверхностям шин необходимо производить при отсутствии специального стенда. Для этого установить автомобиль на смотровую яму с положением колес для движения по прямой. Штангой с подвижной линейкой замерить расстояние между внутренними поверхностями шин сзади, примерно на высоте центра колеса. Штангу при этом устанавливать горизонтально, а точки касания штанги к шинам отмечать мелом.

Затем перекатить автомобиль вперед или назад на такую величину, при которой отмеченные на шинах точки оказываются спереди на той же высоте, и замер между отмеченными точками повторяется. Разница между первым и вторым замерами дает величину схождения колес.

В случае необходимости регулировку схождения колес необходимо производить изменением длины тяги рулевой трапеции путем вращения штуцера после предварительного ослабления контргаек, имеющих левую и правую резьбу. После регулировки контргайки затянуть.

Мост передний УАЗ-3741: полный привод для «Буханки»

Автомобиль УАЗ-3741 («Буханка» или «Таблетка») не требователен к дорожному покрытию — он проедет там, где надо, а не там, где можно. Во многом это заслуга переднего ведущего моста, который всегда приходит на помощь — об этом узле, его типах, устройстве и правилах эксплуатации читайте в данной статье.

Устройство ходовой части и трансмиссии УАЗ-3741

Уже первый автомобиль Ульяновского автозавода — знаменитый ГАЗ-69 — имел колесную формулу 4×4, обладал просто фантастической проходимостью и был крайне неприхотлив. И до сегодняшнего дня концепция «народного внедорожника», заложенная в легендарном «Козлике», остается актуальной и реализуется во всех современных моделях УАЗ. Полный привод также предусмотрен и в автомобиле УАЗ-3741 (до 1985 года — УАЗ-452), который более известен под названием «Буханка» (что отражает его характерную форму) или «Таблетка» (вследствие частого использования в качестве карет «Скорой помощи» и санитарных машин в армии).

Основу ходовой части УАЗ-3741 составляют два ведущих моста, имеющих классическую зависимую подвеску на полуэллиптических рессорах и гидравлических амортизаторах. Причем только в данной модели рессоры имеют по 13 листов (в остальных моделях листов меньше), причем на передней и задней подвеске рессоры взаимозаменяемы.

Трансмиссия автомобиля имеет довольно простое устройство, она также построена по традиционной схеме без каких-либо особенностей. Трансмиссия содержит 4-ступенчатую коробку передач с ручным управлением (классическую МКПП), которая работает в паре с двухступенчатой раздаточной коробкой (имеет повышающую и понижающую передачи) — благодаря наличию «раздатки» количество возможных передач увеличивается вдвое, что многократно повышает возможности трансмиссии. Крутящий момент от раздаточной коробки с помощью двух карданных валов передается на передний и задний ведущие мосты. В ведущих мостах момент разделяется на два потока и направляется к колесам, обеспечивая их вращение.

Отдельно скажем о назначении и устройстве переднего ведущего моста автомобилей семейства УАЗ-3741.

Назначение переднего моста УАЗ-3741

• Обеспечение управлением автомобиля;
• Передача и распределение крутящего момента на передние колеса (за счет чего и обеспечивается повышенная проходимость автомобиля);
• Передача реакции опоры от контактирующих с дорогой колес на кузов;
• Передача сил инерции, возникающих в кузове во время движения автомобиля, на колеса.

Таким образом, передний мост решает все те же задачи, что и задний, однако он выполняет еще и функции управления автомобилем. Поэтому передний мост УАЗ имеет несколько более сложное устройство, о чем будет сказано ниже. Но прежде, чем переходить к описанию переднего моста, необходимо сделать краткий обзор всех устанавливаемых на «Буханки» и другие модели УАЗов ведущих мостов.

Типы ведущих мостов автомобилей УАЗ

В автомобилях УАЗ используется несколько типов мостов, имеющих конструктивные отличия и различия в характеристиках. Сегодня на дорогах можно встретить автомобили из Ульяновска с тремя типами мостов:

• Традиционный разрезной мост с одноступенчатой передачей (старого образца, также его называют «обычным», «гражданским» или «колхозным», но в действительности это мост типа «Тимкен», он назван так по фамилии разработавшего его инженера);
• Мост с бортовыми редукторами (также его называют «военным», но в литературе он фигурирует под названием «П-образный» или «портальный»);
• Современный неразъемный мост типа «Спайсер» (нового образца, мост также назван по фамилии разработавшего его инженера).

Главное отличие «гражданских» и «военных» мостов заключается в том, что последние оснащаются не только главной передачей, но и бортовыми (колесными) редукторами. Наличие бортовых редукторов увеличивает момент, который получает каждое из колес, поэтому автомобиль с «военным» мостом обладает лучшей проходимостью. Также благодаря бортовым редукторам ось «военного» моста на 4 см выше оси «гражданского», что оказывает положительное влияние на клиренс автомобиля.

Однако «военные» мосты имеют большее суммарное передаточное число (чем и достигается увеличение крутящего момента), поэтому оснащенный ими автомобиль имеет несколько худшие скоростные характеристики, да и мотор, постоянно работающий на повышенных оборотах, быстрее вырабатывает свой ресурс.

Если говорить конкретно, то передаточное число «гражданских» мостов старого образца может быть 4,625 или 5,125 (в зависимости от количества зубьев шестерни ведомой главной передачи), передаточное число «военных» мостов составляет 5,38 (2,77 у главной передачи и 1,94 у бортовых редукторов), а у мостов типа «Спайсер» — 4,111 (используется на автомобилях с бензиновым двигателем) или 4,625 (устанавливается на автомобили с дизельным двигателем).

Независимо от типа, мосты УАЗ (только задние) могут оснащаться автоматической или принудительной блокировкой дифференциала. Причем привод блокировки может быть механическим, электрическим или пневматическим, в последнем случае автомобиль дооснащается простой пневматической системой, которая также может решать и другие задачи.

Наконец, мосты для автомобилей УАЗ отличаются шириной колеи. Все «гражданские» и «военные» мосты изначально имели ширину 1443-1445 мм, однако сегодня УАЗ выпускает мосты с увеличенной до 1600 мм колеей (это, в основном, современные мосты «спайсеры»).

Что касается интересующих нас автомобилей УАЗ-452/3741, то они до самого недавнего времени оснащались только обычными («гражданскими») мостами, а в последние годы с конвейеров Ульяновского автозавода сходят «Буханки» с мостами (передними и задними) типа «Спайсер». Мосты «военного» образца на эту модель серийно никогда не ставились, хотя на дорогах (а точнее — на бездорожье) можно нередко встретить потрепанные «Буханки» с «военными» мостами — обычно это модернизация, самостоятельно проведенная владельцем автомобиля.

Читайте также  Как проверить зажигание на ваз 2109

Поэтому мы далее рассмотрим устройство передних мостов УАЗ-3741 только старого образца (типа «Тимкен») и «спайсеров».

Устройство и работа переднего моста УАЗ-3741

Передние мосты старого образца принципиально не отличаются от передних мостов типа «Спайсер». Коренные различия между ними заключаются только в конструкции картера, в размерах элементов главной передачи и дифференциала, а также в некоторых используемых деталях.

Устройство моста старого образца. Основу моста составляет разрезной картер, состоящий из двух разделенных в вертикальной плоскости половин. В каждую из половин впрессованы кожухи, внутри которых располагаются полуоси. На кожухах также предусмотрены предохранительные клапаны, предотвращающие чрезмерный рост давления масла. В картере находится главная передача и дифференциал, их устройство стандартно: ведущая шестерня малого диаметра расположена поперечно (соединена с карданным валом), она входит в зацепление с большой ведомой шестерней, расположенной продольно; внутри ведомой шестерни расположен дифференциал, состоящий четырех сателлитов, установленных на двух осях, и двух шестерен полуосей.

По краям кожухов картера установлены шкворневые узлы, они состоят из шаровых опор, на которых с помощью шкворней устанавливаются корпусы поворотных цапф (или корпусы поворотных кулаков). С противоположной от полуоси стороны к корпусам цапф с помощью болтов крепятся цапфы. Непосредственно на цапфе с помощью двух подшипников установлена ступица колеса. В корпусах шаровых опор располагаются шарниры равных угловых скоростей (ШРУС), их внешние цапфы располагаются в ступицах колес (точнее — в цапфах, на которые надеты ступицы).

Главная особенность передних мостов УАЗ — наличие в них механизма соединения ступицы колеса с полуосью. Этот механизм реализован в виде муфты, установленной на цапфе ШРУС — с помощью этой муфты можно соединять или разъединять цапфу шарнира со ступицей, что и обеспечивает передачу крутящего момента от дифференциала на колесо. При отключенной муфте ступица колеса свободно вращается на цапфе — в этом случае автомобиль имеет колесную формулу 4×2. При включенной муфте ступица колеса через ШРУС соединяется с полуосью и дифференциалом — в этом случае автомобиль получает полный привод 4×4.

В мостах старого образца на ступицы устанавливаются тормозные механизмы барабанного типа. Для управления колесами на мосту предусмотрены рычаги поворотных кулаков (устанавливаются в верхней части корпусов поворотных кулаков, по оси шкворней) и соединенные с ними рулевые тяги.

Устройство мостов типа «Спайсер». В целом, устройство данных мостов то же, что описано выше, а отличие заключается в конструкции картера. В «спайсерах» картер неразъемный, он выполнен в виде литой детали, в которую впрессованы кожухи полуосей (чулки) круглого сечения. Для доступа к главной передаче и дифференциалу в картере моста предусмотрена крышка, установленная на болтах.

Именно в такой конструкции картера и заключается главное преимущество мостов нового образца. Теперь для ремонта редуктора не нужно снимать и «половинить» мост (что сделать без демонтажа моста невозможно — это было одной из главных проблем старых мостов), что связано с серьезными затратами времени и сил, а достаточно снять крышку картера. Также неразъемная конструкция обеспечивает более высокую жесткость и надежность моста.

Еще одно отличие передних мостов типа «Спайсер» от обычных — установка ШРУС нового образца (типа «Бирфильд», в старых мостах стоят шарниры типа «Вейс»), имеющие шесть шариков против четырех на шарнирах старого образца. И, наконец, передние мосты этого типа оснащаются современными дисковыми тормозами.

Мосты нового и старого образца имеют некоторые отличия в характеристиках. Выше уже было сказано о передаточных числах, также есть отличия и в управляемости — в мостах типа «Спайсер» угол поворота колес достигает 32°, в то время, как в мостах старого образца угол поворота колес не превышает 29°. В остальном мосты не сильно отличаются и управление автомобилем на обоих типах мостах не имеет особенностей.

Правильная эксплуатация переднего ведущего моста

Передние ведущие мосты автомобилей УАЗ имеют конструктивные особенности, которые накладывают определенные требования к управлению. В частности, в мостах предусмотрено отключение ступиц колес от полуосей — это сделано с целью повышения ресурса деталей моста при выключенном переднем приводе. Поэтому для включения переднего привода на УАЗ-3741 необходимо выполнить два действия:

  1. Поворотом муфты соединить ступицу колеса с полуосью;
  2. С помощью рычага включить передний привод.

Муфты располагаются на самих колесах, для их поворота наружу выведены поворотные колпаки, обычно на колпаке имеется метка с указанием, в каком они находятся положении — 4×2 или 4×4. Стандартно поворот муфты производится вручную, для этого перед плохим участком дороги необходимо выйти из автомобиля, и руками повернуть муфты на обоих передних колесах. Отметим, что в автомобилях с мостом старого образца после включения муфт также необходимо вручную проворачивать карданный вал до того момента, пока он не застопорится (точнее — пока он не станет поворачиваться на угол, соответствующий люфту ШРУСов). В новых мостах лезть под автомобиль уже не требуется.

Лишь после включения муфт можно включать передний привод, это делать можно как на покоящемся автомобиле, так и во время движения на скорости не более 40 км/ч. Если рычаг включения переднего привода не устанавливается в рабочее положение на покоящемся автомобиле, то необходимо начать движение и включить рычаг на ходу.

После преодоления проблемного участка дороги необходимо выполнить все действия в обратном порядке — остановить автомобиль, выключить передний мост рычагом и повернуть колпаки муфт в положение «4×2». Далее автомобиль будет двигаться, как обычный заднеприводный.

Важно помнить, что включать передний привод из салона (рычагом) без включения муфт нельзя. Также не рекомендуется постоянно ездить с включенными муфтами — это резко сокращает ресурс переднего моста и резины. Однако в межсезонье или при постоянной эксплуатации «Буханки» по бездорожью муфты можно не отключать, при этом следует соблюдать умеренный скоростной режим.

Интересно, что сегодня существуют системы дистанционного поворота муфт, они могут иметь пневматический или (реже) электрический привод. Включение и отключение муфт при наличии такой системы производится с помощью кнопки из салона, что очень удобно.

Обслуживание переднего моста УАЗ-3741

Техническое обслуживание переднего моста УАЗ-3741 не отличается сложностью. Регулярно необходимо выполнять проверку уплотнительных элементов, прочищать клапаны, проверять и при необходимости производить затяжку всех резьбовых соединений и т.д. Также периодически надо проверять и выполнять регулировку ступичных подшипников. Наконец, регулярно следует проверять осевой зазор подшипников ведущей шестерни (для этого необходимо подвигать карданный вал в продольном направлении, и оценить люфт).

Особое внимание уделяется поддержке уровня и своевременной замене залитого в мост трансмиссионного масла. Производитель рекомендует выполнять замену масла каждые 40 тысяч км пробега, однако можно менять масло и чаще — все зависит от конкретных условий эксплуатации, возраста автомобиля и качества масла. Также смазку необходимо периодически обновлять в ШРУС, ступицах колес и поворотных кулаках. А в ведущих мостах типа «Спайсер» производится смазка направляющих втулок дисковых тормозов.

При регулярном обслуживании и правильной эксплуатации передний и задний мосты автомобиля УАЗ-3741 будут надежно работать на протяжении многих лет, с легкостью выполняя ту работу, на которую способны далеко не все внедорожники.

Устройство переднего моста УАЗ “Буханка”

Начиная с самых первых моделей, все автомобили Ульяновского автозавода имели колёсную формулу 4 x 4 и обладали высокой проходимостью на любых типах дорог. Естественно, легендарный УАЗ-3303 — тоже полноприводный фургон, основа его ходовой части — передний и задний мост.

Устройство переднего моста УАЗа “Буханка” чуть сложнее заднего, поскольку он ведущий и играет важную роль в управлении автомобилем.

Зачем нужны и какие бывают мосты на УАЗ

Помимо того, что передний мост обеспечивает управление машиной, у него есть ещё несколько немаловажных функций:

  • он передаёт и распределяет крутящий момент на переднюю колёсную пару, обеспечивая высокие показатели проходимости;
  • передаёт реакцию опоры от колёс, которые контактируют с дорогой, на кузов;
  • передаёт инерционную силу, которая возникает в кузове при движении авто, на колёса.

По факту всё вышеперечисленное, кроме управления машиной, делает и задний мост УАЗа “Буханка”.

Сегодня Ульяновский автозавод устанавливает на свои автомобили 3 типа мостов, которые отличаются как конструкцией, так и техническими характеристиками:

  • Мост типа “Тимкен”, имеющий одноступенчатую главную передачу, или “гражданский”.
  • С бортовой передачей, или “военный”.
  • Мост типа “Спайсер”.

С недавнего времени уазовцы ставят на “Буханки” мосты (передний и задний) типа “Спайсер”, а до модернизаций на фургонах стояли самые обычные “гражданские”. УАЗ-3303 и его модификации никогда не оснащались мостами с бортовой передачей в заводских условиях. Если встретите “Буханку” с “военным” мостом, знайте, это дело рук владельца авто.

Как это устроено

Изучая схему переднего моста УАЗ “Буханка”, можно чётко определить узлы, составляющие его конструкцию.

  • Составной картер. Узел состоит из двух частей, соединённых между собой болтами. На специальные крепления, которыми оборудован картер, устанавливаются рессоры и амортизаторы. Поворотные механизмы, расположенные по краям моста, имеют шарнирное соединение с краями кожуха картера.
  • Редуктор. Здесь две основные детали: главная передача и межколёсный дифференциал.
  • Полуось соединяется с колёсной ступицей с помощью муфты, которая устанавливается на цапфе ШРУС. Чтобы отключить передний мост на УАЗ “Буханка”, переведя колёсную формулу авто в режим 4 x 2, надо перевести муфту в неактивное состояние. Она будет свободно вращаться на цапфе, предотвращая преждевременный износ частей редуктора, однако машина станет менее управляемая и устойчивая на дороге.

Колёса управляются с помощью рычагов поворотных кулаков и рулевых тяг, соединённых с ними. В целом устройство переднего моста УАЗ “Буханка” старого образца не сильно отличается от современных агрегатов, но имеет одно принципиальное отличие — барабанный тормозной механизм.

Как подключить

Чтобы включить передний мост на УАЗ “Буханка”, выполните следующие действия:

  1. Поверните муфты, соединяющие колёсную ступицу с полуосью.
  2. Используйте рычаг раздатки, который установлен в кабине, чтобы включить передний привод.

Муфты, расположенные на каждом колесе, включаются / отключаются регулировкой поворотных колпаков. Чаще всего на колпаках есть метки, которые указывают настоящее положение муфт — 4 x 4 / 4 x 2. На относительно новых мостах переключить муфты в режим 4 x 4 можно вручную, просто сняв крышку ступицы ведущей оси. Под машину лезть не нужно.

Читайте также  Как открыть капот на ваз 2109

После того как муфты на передних колёсах переведены в режим 4 x 4, можно включать полный привод: установите рычаг раздатки сначала в нейтральное положение, а затем переведите в крайнее переднее.

Передний привод включается как на машине, которая стоит, так и в момент движения авто (скорость должна быть менее 40 км/ч). Отключение полного привода производится в следующей последовательности:

  • остановите машину;
  • выключите передний мост, используя рычаг раздатки;
  • установите поворотные колпаки муфт в положение 4 x 2.

Важно! Нельзя подключать передний мост только из салона, если отключены муфты на колёсах.

Ездить на полном приводе хоть и весело, но очень затратно: большой расход топлива, быстрый износ узлов переднего моста и резины. Поэтому на уазике лучше использовать режим 4 x 4 только на проблемных участках дороги, а в городе или на хорошем дорожном покрытии отключать.

Частые поломки

Хоть надёжность и неприхотливость к условиям эксплуатации — основные отличительные качества переднего моста УАЗа “Буханки”, ничто не вечно. Довольно часто уазовладельцы могут столкнуться со следующими видами неисправностей:

  • Разгерметизация картера. Возникает вследствие избыточного давления, образующегося при нагреве масла во время движения машины. Профилактика: проверка работоспособности дыхательного клапана.
  • Износ подшипников — результат неправильного использования переднего моста. Профилактика: включать полный привод только на бездорожье.
  • Использование смазки плохого качества может привести к быстрому износу вращающихся частей. Профилактика: своевременная замена масла и предотвращение попадания в картер воды.
  • Износ шкворней — частая причина нарушения работы межколёсного дифференциала.
  • Регулярный контроль давления в шинах поможет предотвратить преждевременный износ осей конических сателлитов и самих деталей.

Почти любой автовладелец, имея небольшие навыки в автомеханике, может провести ремонт и регулировку переднего моста УАЗа “Буханка” своими руками. А вы, уважаемые уазовладельцы, пробовали самостоятельно ремонтировать мост своего авто?

Мосты УАЗ

На автомобили УАЗ разных моделей и в разное время на заводе устанавливали много вариантов мостов. Попробуем разобраться в этом.

Мост УАЗ Тимкен (гражданский или колхозный)

Это мост разрезного типа, то есть мост состоящий из двух половинок. К этому же типу можно отнести и военный мост (он же редукторный или портальный). С завода гражданские мосты устанавливаются на автомобили УАЗ грузового ряда (буханка, бортовой, фермер), а также на автомобили легкового ряда УАЗ-3151 (469).

Передний гражданский мост Тимкен на автомобили УАЗ 469 и буханка

Задний мост Тимкен (гражданский), на автомобили УАЗ 469 и буханка

Фото редуктора располовиненного гражданского моста

Фото хвостовика гражданского моста Тимкен

На уаз Хантер устанавливаются так называемые гибридные мосты, с чулком от обычных мостов Тимкен и поворотным кулаком от Спайсер.

Передаточные числа моста Тимкен (гражданского).

До июля 1989 г. в гражданские мосты устанавливалась главная пара с передаточным числом 5,125 (41 зуб), сейчас — с передаточным числом 4,625 (37 зубьев), т. е. более «скоростная», но менее «мощная». В магазинах можно найти и те и другие. Заменить «новую» на «старую» главную пару придется, скорее всего, при установке очень больших колес. Заменять главные пары рекомендуется только комплектно (в переднем и заднем мостах), иначе передний мост придется включать исключительно в грязи, на снегу, на песке и т. п., чтобы не вывести из строя раздаточную коробкуи не испортить резину. Как определить передаточное число ? Нужно покрутить кардан руками и сосчитать обороты колеса. Например 46 оборотов кардана — 10 колеса = пара 4,6 и т.д.

Главная пара для УАЗ, мосты Тимкен, гибридный, 37-8, 4.625

Вес гражданских мостов УАЗ:

  • передний мост — 132 кг
  • задний мост — 100 кг

Редукторные (военные) мосты УАЗ

По сути это мост Тимкен, т.е. разрезной, но у него сделан меньше центральный редуктор и имеются бортовые передачи. Заводом военные мосты устанавливались на автомобили УАЗ 469 для армии и УАЗ, Барс. Мосты УАЗ Барс — это военные мосты, но с более широкой колеёй.

Военные мосты УАЗ

Фото военных мостов УАЗ

Фото бортового редуктора УАЗ

Фото заднего военного моста УАЗ

Портальные мосты УАЗ Барс

Мосты УАЗ Барс установлены на УАЗ Буханку

Передаточные числа военных мостов УАЗ

Передаточное число военных мостов 5,38 (=2,77*1,94 — передаточные числа соответственно главной и бортовой передач) — более тяговитое, но менее скоростное, чем у обычных мостов.

Характеристики военного моста

  • Дорожный просвет: 300 мм (с шинами Я-192 215/90 R15 (31 x 8.5 R15)
  • Колея: 1445 мм
  • Колея редукторных мостов УАЗ Барс: 1600 мм
  • Вес переднего военного моста УАЗ: 140 кг
  • Вес заднего военного моста УАЗ: 122 кг

Схема редукторного (военного) моста УАЗ

Задний мост УАЗ с бортовой передачей:

1 – крышка картера главной передачи; 2 – подшипник дифференциала; 3,13,49 – регулировочные прокладки; 4 – уплотнительная прокладка; 5,7 – подшипники ведущей шестерни; 6,15 – регулировочные кольца; 8,42 – манжеты; 9 – фланец;
10 – гайка; 11 – грязеотражатель; 12 – кольцо; 14 – распорная втулка;
16 – ведущая шестерня главной передачи; 17 – сателлит; 18 – правая полуось; 19 – картер боpтовой пеpедачи; 20,29 – маслоотражатели; 21 – подшипник полуоси; 22,26,40 – стопорные кольца; 23 – уплотнительная прокладка картера боpтовой пеpедачи; 24 – крышка картера боpтовой пеpедачи; 25 – подшипник; 27 – тормозной щит; 28 – тормозной барабан; 30 – болт крепления колеса; 31 – цапфа; 32 – подшипник ступицы; 33,41 – прокладки; 34 – замочная шайба; 35 – ведущий фланец; 36 – гайка подшипников ступицы; 37 – стопорная шайба; 38 – втулка; 39 – ведомый вал боpтовой пеpедачи; 43 – подшипник ведомого вала; 44 – ведомая шестерня боpтовой пеpедачи; 45 – специальная гайка; 46,50 – пробки сливных отверстий;
47 – ведущая шестерня боpтовой пеpедачи; 48 – правая чашка коробки сателлитов; 51 – картер главной передачи; 52 – шайба шестерни полуоси;
53 – шестерня полуоси; 54 – ось сателлитов; 55 – ведомая шестерня главной передачи; 56 – левая чашка коробки сателлитов; 57 – левая полуось

Схема заднего военного моста УАЗ

Поворотный кулак переднего моста УАЗ с бортовой передачей:

а – сигнальная канавка;
I – правый поворотный кулак; II – левый поворотный кулак; III – муфта отключения колес (вариантное исполнение см. рис. 180, IV); 1 – сальник; 2 – шаровая опора; 3 – шарнир поворотного кулака; 4 – прокладка; 5 – пресс-масленка; 6 – шкворень; 7 – накладка; 8 – корпус поворотного кулака; 9 – втулка шкворня; 10 – подшипник; 11 – ведомый вал боpтовой пеpедачи; 12 – ступица; 13 – ведущий фланец; 14 – муфта; 15 – шаpик фиксатора; 16 – защитный колпак; 17 – болт муфты; 18 – цапфа; 19 – стопорная гайка;
20,23 – опорные шайбы; 21 – ведущая шестерня боpтовой пеpедачи; 22 – стопоpный штифт; 24 – кольцо уплотнительное резиновое; 25 – упорная шайба; 26 – кожух полуоси; 27 – болт ограничения поворота; 28 – упор-ограничитель поворота колеса; 29 – рычаг поворотного кулака

Схема поворотного кулака переднего военного моста с бортовой передачей

Устройство военного моста (фото)

Пыльник поворотного кулака УАЗ редукторный мост

Фото вскрытого бортового редуктора военного моста УАЗ

Фото разобранных бортовых редукторов УАЗ

Грибок военного моста УАЗ

Ремонт редукторного моста УАЗ

Монтаж автоподкачки ИЖ-Техно на военный мост

Снятие подшипника дифференциала военного моста УАЗ

Видео замена и регулировка главной пары на военном мосту УАЗ

Мосты Спайсер УАЗ Патриот и Хантер

Спайсер — не разрезной, цельный мост.

В начале 90-х годов для нового автомобиля УАЗ-3160 на Ульяновском автомобильном заводе были разработаны ведущие мосты типа «Спайсер» с неразъёмным картером.

Отсутствие разъёма в поперечной плоскости моста придаёт конструкции высокую жёсткость, ненагруженность соединения крышки и картера уменьшает вероятность течи по стыку, а размещение главной передачи и дифференциала в едином картере обеспечивает высокую точность зацепления и более благоприятные условия для работы подшипников.

  • Ширина мостов спайсер для УАЗ Патриот — 1600 мм
  • Ширина мостов Спайсер для УАЗ Хантер — 1445 мм

Передний мост Спайсер УАЗ Патриот

Задний мост спайсер УАЗ

Дифференциал моста спайсер

Дифференциал моста Спайсер на УАЗ Хантер

Установка принудительной блокировки ИЖ-Техно в задний мост спайсер

Передаточные числа мостов Спайсер

Выпускаемые заводом в настоящее время мосты типа Спайсер имеют передаточное число 4,111 (37:9) или 4,625 (37:8). Мосты с передаточным числом 4,111 устанавливаются в основном на автомобили с бензиновыми двигателями, а с передаточным числом 4,625 – на автомобили с дизельными двигателями.

Вес мостов Спайсер:

  • Передний мост: 152 кг
  • Задний мост: 162 кг

Видео про замену главных пар на мостах Спайсер

Видео про регулировку хвостовика на мосту Спайсер:

Видео про регулировку главной пары спайсер и выставление теплового зазора:

Видео установка Блокка от ИЖ-техно в мост Спайсер

Мосты Спайсер УАЗ Профи

Задний мост УАЗ Профи — все тот же спайсер, только крепление рессор стало ниже балки моста.

Задний мост спайсер УАЗ Профи

Передний мост УАЗ Профи был изменен, в частности, завод полностью поменял конструкцию поворотных кулаков. При разработке нового моста в качестве образца использовали мост Дана от Джипа Чероки (так заявил технический представитель УАЗа). Теперь кулак поворачивается не на шкворнях, а на шаровых пальцах. Шрус при этом находится снаружи и защищен гофрой, состав которой примерно такой же, как у гофры на сызраньском кардане — Hitrel от Dupont.

Фото поворотного кулака УАЗ Профи

Передний поворотный кулак УАЗ Профи со шрусом в гофре

Передаточное число в мостах УАЗ Профи: 4,625

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: