Регулировка клапанов ваз 2109 - MIRAVTOVAZA.RU

Регулировка клапанов ваз 2109

Регулировка клапанов на двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Причиной возникновения ряда неисправностей в работе двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099, наряду с неисправным или не отрегулированным карбюратором, могут являться увеличенные либо уменьшенные тепловые зазоры в клапанном механизме.

Чтобы выявить истинного виновника проблем с двигателем послушаем как работает этот самый двигатель на холостом ходу. Верным признаком увеличенных тепловых зазоров будет являться хорошо различимое на слух звонкое тарахтение под клапанной крышкой. При уменьшенных зазорах тарахтения слышно не будет, но возможен постоянный перегрев двигателя, частые хлопки в глушитель, заметное снижение мощности и приемистости.

В любом случае стоит провести регулировку клапанов. Это нормализует работу как газораспределительного механизма в частности, так и двигателя в целом. Вполне возможно, что имеющиеся до этого проблемы в его работе исчезнут, после такой регулировки, сами собой.

Необходимые инструменты

— Приспособление для регулировки клапанов с фиксатором

Или две отвертки, если нет приспособления. Одна должна быть длинная и мощная для отжатия толкателя с шайбой вниз, вторая шлицевая с широким лезвием (не менее 10 мм) для фиксации толкателя в нажатом положении.

Приспособление для регулировки клапанов двигателя автомобиля

— Набор плоских щупов

— Накидной ключ на 17

— Набор регулировочных шайб

Необязательно, так как необходимые по размеру шайбы можно купить по отдельности после замера тепловых зазоров.

Шайбы разных размеров для регулировки клапанов двигателя

Подготовительные работы

Регулировка клапанов проводится на холодном двигателе, поэтому если ваш двигатель на данный момент прогрет, дайте ему остыть не менее 1-го часа.
— Снимаем корпус воздушного фильтра.
— Снимаем кронштейн тяги привода дроссельной заслонки.
— Снимаем клапанную крышку двигателя.
— Снимаем защитную крышку ГРМ.
— На шкиву распредвала делаем еще три метки. Для этого считаем на нем число зубьев и делим на четыре части.

Дополнительные метки на шкиву распредвала

— Совмещаем установочную метку на шкиву распредвала с выступом на задней крышке ГРМ. Поршни первого и четвертого цилиндров приходят в верхнюю мертвую точку (ВМТ).
— В лючке на картере сцепления убеждаемся, что длинная метка (риска) на маховике находится напротив середины треугольного выреза шкалы углов опережения зажигания.

Метка на маховике двигателя 2108, 21081. 21083

Перед проведением регулировки клапанов на двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 необходимо провести проверку тепловых зазоров, чтобы выяснить общую картину технического состояния клапанного механизма данного двигателя.

Измерение теплового зазора при помощи щупа

Регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя автомобиля

Рассмотрим , в качестве примера, регулировку третьего клапана.

— Устанавливаем шкив в положение, когда установочные метки совпадают (верхняя мертвая точка)

Поворачиваем его на 3-4 зуба (40-50 0 ) по часовой стрелке.

— Устанавливаем приспособление для регулировки на головку блока

Если его нет, берем две отвертки. Длинную и мощную будем использовать в качестве рычага, ту которая поменьше — шлицевую, для фиксации толкателя.

— Разворачиваем толкатель прорезью к себе (в сторону радиатора)
— Вводим «клык» приспособления между кулачком и толкателем
— Нажимаем вниз рычаг приспособления и утапливаем толкатель вниз

Вместо приспособления можно использовать длинную отвертку. Опираясь ею на кулачок, также утапливаем толкатель.

— Устанавливаем между кромкой толкателя и распредвалом фиксатор, который удерживает толкатель в нажатом положении

Если фиксатора нет, вставляем плашмя лезвие шлицевой отвертки. Необходимо чтобы фиксатор стоял точно на кромке толкателя и не мешал вынимать регулировочную шайбу.

— Пинцетом, через прорезь в толкателе извлекаем регулировочную шайбу

На ее поверхности может быть нанесена маркировка ее толщины. Если маркировка стерлась, придется измерять ее толщину микрометром, а при отсутствии такового подбирать новую опытным путем.

Регулировка клапанов Приспособление и толкатель, схема

— Рассчитываем толщину новой шайбы по формуле:

— для впускных клапанов Z=Y+X-0,2 мм ;

— для выпускных клапанов Z=Y+X-0,35 мм ;

Z – расчетная толщина новой шайбы;

Y – толщина снятой шайбы;

X – зазор определенный по щупу.

Подбираем новую шайбу с маркировкой близкой к расчетной (±0,05 мм).

— Устанавливаем новую шайбу в толкатель, маркировкой вниз
— Отжимаем толкатель вниз и снимаем фиксатор

Проводим регулировку остальных клапанов поворачивая коленчатый вал на углы указанные ниже в примечаниях.
Снимаем приспособление для регулировки, ставим назад клапанную крышку и другие снятые детали.

Примечания и дополнения

Регулируем зазоры у пятого (выпускного) и второго (впускного) клапана

Регулируем зазоры у восьмого (выпускного) и шестого (впускного) клапана Регулируем зазоры у четвертого выпускного и седьмого (впускного) клапана

Еще статьи по автомобилям ВАЗ 2108, 2109, 21099

Регулировка клапанов на двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099: 21 комментарий

Выстрел в глушитель — возможно топливная смесь слишком богатая, не сгорает полностью, выбрасывается в выпускной тракт, где и может догорать хлопками и выстрелами. Тот же эффект будет если топливная смесь в цилиндрах поджигается слишком рано, когда поршень движется вверх выпускные клапана не успели полностью закрыться. Трамблер нужно повернуть на 1 мм по часовой стрелке (если смотреть на него со стороны крышки). Или одна (две) свечи не работают, а потом их «пробивает».

А как проявляется забитая выхлопная система могут быть провалы и вобще заглохнуть добавив чуть чуть газу, что-то появляется такое, а потом нормализуется. Пробывал заводить несколько раз потом выстрел в глушителе был и стало нормально работать. И уровень в поплавковой камере добавил и поменял обратно старый кран, без результатно. Вечером нормально все с утра опять такое. И уже задняя не включается.

Щуп одсудствует только через заливную проверять, а ее не могу выкрутить только через привод тросика можно измерить и долить. Как определить через привод тросика проволочкой замерял вроде есть выше сальников, а точно нужный уровень не знаю, на сколько отличается уровень? И не могу подобрать масло какое долить мин. полусинт. Говорят 75е полусинтика 80е миниральное? И люфт сильный рычаг мешает когда заднюю включаю, карданчик на кулисе как новый еще и на колхозен (пластик вставил от крышки с минералки еще стоит на месте чуть подбил попадать стал более менние), и на рычаге все норм. Не разбирался еще, как устранить люфт в коробке. Это если снимать то за одно и заменить масло, лишние затраты если на долив брать. Чуть поездил не течет (закончилось 🙂 ), картонку положил, что бы лудше видно было, так не далеко в маг. на шиномотаж колеса подкочать и яму арендовать и за одно проверить динамику и после разкоксовки пару тройку десятков км. Пока до сапуна дело не дошло.

Если восстановить работоспособность сапуна, возможно масло перестанет течь. Сверху на коробке есть щуп. По нему посмотрите уровень масла.

Глушитель разкоксовался дым из под машины шол.
Еще поломки выявились потекло с коробки масло с сальника с левой полу оси и с под тросика вернее шестеренки тросика на спидометр, сапун без потеков. Забился может сапун, все равно нужно будет сальник менять? Немогу выкрутить заливную пробку проверить уровень. 5ти ступенчатая боюсь подшипник на пятой опять что бы не сплавился. Ограничение было 20км/час 1км, и после запах появился трансмисионного.

Как то поршень сверху местами очистился. Маловато кажится 10мл. А еще раз в первый 7мл добавил, и 3мл в остальные распределил оставил на ночь. Часа три запах был возле машины разкоксовки и после не стало слышно его. Только сверху прореагирывало до колец не дошло? Лудше бы спрей взял на 20 цилиндров и пять раз бы. В четвертом также, и как с песком нагар твердые частички есть?

Правильно, что зазоры несколько больше. Это лучше, чем клапана будут зажаты. Раскоксовка бывает действует не сразу, а через пару-тройку десятков километров пробега. Или не действует, если кольца на поршнях не просто забились нагаром, а от перегрева потеряли упругость (залегли).

А как после замера отжимаются клапана 1й и 3й, 2й и 5й и т.д? в 4х отходит от номинала в большую сторону: 1) вып 0.35 2) впу 0.3* 3) впу 0,15 4) вып 0,5* 5) вып 0,3 6) впу 0,3* 7) впу 0,25 8) вып 0,45* звездочкой отметил. Есть связь с первым цилиндром, или нужно было до розкокс. мерять?
Пробывал раскоксовку почемуто еще больше загрязнились свечи маленькие обороты может были газ в пол давить нужно? Не подумал что дыметь будет, соседи запретили (нужно замечание сделать в розкоксовке что бы не водворе) по минимуму проработала минут 15ть по инструкции 20ть.

Да, первый и четвертый должны быть в верхней точке.

Не доходя 90 градусов по шкивураспредвала, видна метка на маховике. На шкиву генератора метка в самом низу. На двигателе по шкиву меток не нашол но приблизительно 180 градусов поворота не совпадут.
На распредвале если ставлю верхнюю через отверстие свечное 1й поршень в верхней точке?

На маховике метка — тонкая риска. Может быть не заметна. Нужно поворачивать маховик, понемногу осматривать и протирать тряпкой если есть загрязнение.

Не совпадают метки? На маховике даже метку не нашол. Через свечное искать верхнюю?
А 42 зуба. На маховике 111 кажится, в литературе? Через 10,5.

А до карбюратора воняло паленым маслом, картерные газы в атмосферу были отведены.
Кольца когдато на копеечном двигателе устанавливал, после катания без охлаждающей житкости, коленвал погнутый был. Человек один с професианальными правами (B C) спалил.
Такой запах и был как перегретого двигателя.

Нет кажись нет таких признаков перегрева. Только уровень тосола уменьшается?
В первом цилиндре после переборки карбюратора свеча быстрее остальных приобрела металический цвет после сажи?
Чуть белого цвета картерные газы при дроселирывании, на холостых не видно. Чистил масло отделитель не соединял патрубки из сапуна меньше дыма чем от клапанов. Только с глушителя точно не знаю при перегазовке белый кажится?

Читайте также  Как проверить бензонасос ваз 2114

От перегрева может повести головку блока, где эти клапана установлены. В результате прогорит прокладка под головку и залягут — потеряют упругость поршневые кольца. Проверьте есть белая эмульсия на масляном щупе после стоянки (тосол в масле) и не бурлит ли охлаждающая жидкость в расширительном бачке при прогреве двигателя (газы в тосоле). Так же возможно постоянное сильное дымление из глушителя (тосол в камерах сгорания или залегли кольца на поршнях). Если этих признаков нет, то нормально, если появились, придется снимать головку блока, шлифовать, менять прокладку, менять поршневые кольца. Вот ссылка на статьи: «Побита прокладка головки блока двигателя» и «Признаки залегания поршневых колец».

Щупы плоские, узкие. На ВАЗ 2101-2107 идет широкий щуп, на 2108-2109 узкий. Износ маслосьемных колпачков дает дым из глушителя при перегазовках. Раскоксовку можно сделать и покупным средством и самодельным, после нее нужно проверить компрессиию еще раз.

А еще если перегреется крышка эта с клапанами головка цилиндров. Забыл долить воды нужно было переехать метров 100 и чуть на холостых поработала. Патрубок порвался на хомуте на перекрывателе зимнем радиатора, обрезал. Тосола не было долить. Чем это грозит?

На шкиву распредвала 111 зубьев 112 впадин это 28 впадин не зубьев. А набор плоских шупов какой должен быть? Промеряли компресию на СТО в первом 8 в остальных 10ть, Рекомендовали отрегулирывать зазоры.
Вопрос есть, а если сделать разкоксовку не керосин ацетон …, а покупной (стояла года 2-3ри) слелать до проверки (возможно и регулировки) зазоров или это можно после? А и как проверить маслоотражательные колпачки?

Не исправили. Такие косяки нужно сразу убирать.

Регулировка клапанов на ВАЗ 2109 своими руками

Многие автовладельцы ВАЗ 2109 привыкли обращаться за помощью в автосервис, даже при такой довольно несложной операции, как регулировка тепловых зазоров клапанов. На самом же деле эта работа не так уж сложна и ее можно сделать своими руками. Для этого достаточно лишь иметь следующий набор инструментов и приспособлений, список которых приведен ниже:

  1. Ключ на 10 для снятия клапанной крышки и кожуха ремня ГРМ
  2. Домкрат
  3. Длинногубцы или пинцет
  4. Приспособление для регулировки клапанов ВАЗ 2108-09
  5. Плоская и крестовая отвертки
  6. Необходимые регулировочные шайбы
  7. Набор щупов

Порядок регулировки тепловых зазоров клапанов на ВАЗ 2109-21099

Внимание! Двигатель автомобиля должен быть холодным и его температура в момент проведения регулировки не должна быть выше 20 градусов.

Видео руководство по выполнению работы

Чтобы наглядно продемонстрировать порядок работы по выполнению регулировки тепловых зазоров, было решено записать специальный видео ролик, который все показывает детально.

Если из представленного выше руководства вам осталось что-то непонятным, то ниже все будет изложено в привычной всем форме.

Фото отчет проведенного техобслуживания

Итак, прежде чем приступать к выполнению этой операции, первоначально нужно снять клапанную крышку, а также кожух, под которым находится механизм ГРМ.

После этого необходимо выставить газораспределительный механизм по меткам. Для этого поддомкрачиваем переднюю правую часть автомобиля, чтобы рукой можно было прокручивать колесо для выставления меток фаз газораспределения.

Затем крутим колесо до совмещения метки на звезде распредвала и риски на задней крышке ГРМ, как наглядно продемонстрировано на картинке ниже:

В это же время смотрим, чтобы метка на маховике также совпадала с вырезом. Смотреть нужно в окошко, которое расположено справа от четвертого цилиндра на картере КПП. Предварительно необходимо вынуть резиновую заглушку:

Когда распредвал находится в таком положении, можно приступать к измерению тепловых зазоров между кулачками и толкателями 1, 2, 3 и 5-го клапанов (отсчет ведется слева):

Для впускных клапанов номинальный зазор должен составлять 0,20 (+-0,05)мм, а для выпускных 0,35 (+-0,05)мм. Если вы не знаете расположения, то могу сказать: слева направо по порядку: выпуск-впуск, впуск-выпуск и т.д.

Если при замере зазоров они выходят за предельно допустимые значения, необходимо произвести их регулировку путем установки новых регулировочных шайб. Для этого одеваем планку на шпильки крышки клапанов и фиксируем ее гайками.

Теперь подводим рычаг механизма к нужному клапану, и направляем его как бы между толкателем и кулачком распредвала, и до самого конца утапливаем клапан:

И когда толкатель максимально прижат вниз, необходимо вставить фиксатор между распределительным валом и толкателем:

Стоит отметить, что вырез на толкателе должен быть быть направлен к вам, чтобы можно было удобно вынуть регулировочную шайбу. Для этого очень удобно использовать длинногубцы:

После этого смотрим на ее размер, который указан на задней ее стороне:

Теперь считаем исходя из замеренного зазора и толщины старой шайбы, какая толщина новой шайбы должна быть, чтобы добиться оптимального зазора.

Теперь можно вставлять новую шайбу на свое место и проводить регулировку дальше. Когда первые 4 клапана готовы, можно повернуть коленчатый вал на один оборот и провести аналогичную процедуру с остальными 4, 6, 7 и 8 клапанами.

Регулировка клапанов ВАЗ 2109, 2108

Регулировка размеров зазоров клапанов автомобиля ВАЗ 2109, 2108 производится в обязательном порядке. Связана потребность выполнения данной операции с целью обеспечения корректной работы механизма газораспределения.

Предусмотрен строго определенный порядок выполнения работ по регулировке клапанов. Но в отдельных книгах можно встретить упоминание о том, что соответствующий порядок не имеет никакого значения. Ниже предлагается рассмотреть процесс, дать важные рекомендации относительно его выполнения.

  1. Регулировка зазоров клапанов ВАЗ 2109, 2108
  2. Взаимодействие деталей газораспределительного механизма ВАЗ 2109, 2108
  3. Регулировка клапанов ВАЗ 2108, 2109, 21083, 21099. Видео
  4. Действия с коленвалом при регулировке клапанов ВАЗ 2109, 2108
  5. Итог

Регулировка зазоров клапанов ВАЗ 2109, 2108

Для выполнения регулировки зазоров клапанов ВАЗ 2109, 2108 потребуется:

  • Наличие специального комплекта щупов, значениями 0.10-0.50 миллиметров.
  • Инструмент, предназначенный для выполнения работ по замене комплекта шайб.
  • Непосредственно сам комплект сменных шайб, в соответствии с конфигурацией двигателя, регламентированного паспортными данными.

Изначально необходимо отметить, что двигатель модели автомобиля имеет 8 клапанов. Согласно регламенту эксплуатации транспортного средства, операция выполняется спустя каждые 20000-30000 километров.

Делается все предельно просто, необходимо всего лишь:

  1. Установить специальное ВМТ или же провести метки.
  2. Проверить положение в двигателе первого цилиндра, что выполняется посредством проворота распределительного вала на 90 градусов по часовой стрелке.
  3. В дальнейшем необходимо аналогичным образом выполнить проверку третьего цилиндра, после четвертого и наконец, второго.

Взаимодействие деталей газораспределительного механизма ВАЗ 2109, 2108

Очень важно предварительно просмотреть требования к показателям работы двигателя. Значения его зазоров и прочих показателей взаимодействия деталей газораспределительного механизма ВАЗ 2109, 2108.

На холодном двигателе устанавливаются значения конкретных зазоров, между толкателем и распределительным валом. Составляет показатель 0,20 миллиметров (допускается значение отклонения 0,05 миллиметров в разные стороны), что актуально для впускных клапанов. Для выпускных клапанов значение зазора устанавливается в пределах 0,35 миллиметра с тем же допуском. Здесь нужны конкретные комплекта щупов, которые могут померить зазоры в пределах 0,30-0,40 миллиметров.

В том случае, если в отверстие проходит максимальный щуп, значит, потребуется подобрать соответствующую шайбу несколько толще по размеру, после чего заменить ее.

В том же случае когда значение зазора будет меньше, клапан может запросто закрываться на предварительно прогретом двигателе. На деле это весьма опасно, ведь подобное значение может привести к тому, что клапан и седла прогорают. Следовательно, наблюдается резкая потеря давления, возникновение компрессии и падению уровня мощности.

В конечном счете, это обязательно приводит к тому, что необходимо будет выполнять полный ремонт ГБЦ, который будет слишком высокий по стоимости. Диагностировать это можно без проблем. Ведь в том случае, когда зазор будет увеличенным, отмечается соответствующий стук в двигателе.

Как говорят многочисленные мастера, это указывает на то, что имеется ситуация, с повышенным износом распределительного вала. На него оказываются лишние ударные нагрузки. Это уже само по себе не является приятным моментом. Именно в данном случае важно своевременно выполнить процесс регулировки зазоров в строго определенное время.

Особенно актуальным будет такое решение в том случае, когда транспортное средство ездит на газу, тем самым устанавливается повышенный износ шайб. Следовательно, величина зазора будет постоянно меняться.

Регулировка клапанов ВАЗ 2108, 2109, 21083, 21099. Видео

Действия с коленвалом при регулировке клапанов ВАЗ 2109, 2108

Работы с коленчатым валом по регулировке клапанов ВАЗ 2109, 2108 выполняются без проблем. Чтобы было удобно работать, необходимо выкрутить свечи зажигания. Это позволит легче манипулировать валами и другими механизмами, задействованными в процессе. Воспользуйтесь рисунком ниже, что бы понять суть процесса.

А последовательность такова:

  1. Проворачивать коленчатый вал нужно таким образом, чтобы метка на шкиве распределительного вала совпадала с меткой на крышке зубчатого вала. Другие метки должны располагаться строго на своих местах. Ориентироваться нужно на то, что поршень цилиндра №1 должен стать в положении верхней мертвой точки.
  2. После этого, осуществляется проворот коленвала на 40-50 градусов, что бы отвести кулачки от толкателей. Мастером осуществляется замер зазоров в 1, 2, 3, 5 клапанов. Зазоры на клапане 2 и 3 должны быть 0,2+-0,05мм. А на клапанах 1 и 5 зазор соответственно 0,35+-0,05мм. В случае, когда зазоры не соответствуют требуемым значениям, их необходимо отрегулировать.
  3. После этого, проворачивается коленвал на 360 градусов, и проверяются аналогичные значения зазоров, только в отношении 4, 6, 7, 8 клапанов. В том случае, когда имеются отклонения в зазорах, их также требуется отрегулировать с использованием сменного комплекта шайб.

Как показывает практика, нет необходимости выполнять самостоятельно ремонт. В таком случае, это может привести к тому, что даже при экономии нет вероятности, что установка шайб приведет к положительному результату. Будет затрачено значительное количество усилий и времени.

Читайте также  Расход топлива тойота королла

Специалисты сервисного центра выполнят все работы в оперативном режиме. Это позволит сэкономить свое время и ресурсы, обеспечить себе идеальные условия для эксплуатации транспортного средства.

ВАЖНО! Обязательно учтите, что предварительно проводится диагностировка оборудования, после чего устанавливается потребность в регулировании зазоров. Воспользуйтесь данным предложением, что позволит гарантированно получить лучшие условия для работы.

Как отрегулировать клапаны на ВАЗ 2109 и 21099

Регулировка клапанов ВАЗ-2109 — довольно трудоемкий процесс, который нужен для продления срока службы автомобиля. Выполнение представленной операции поможет владельцу уменьшить расход бензина и повысить коэффициент полезного действия двигателя. Регулировку можно провести самостоятельно или обратиться в специализированный сервисный центр. В этой модели авто такая операция проводится с использованием шайб. Кроме этого, важно соблюдать правильную последовательность и порядок действий, чтобы настроить все максимально качественно.

  1. Зачем нужна регулировка клапанов
  2. Расположение
  3. Когда проводить
  4. Особенности инжекторных и карбюраторных двигателей
  5. Инструменты для ремонта
  6. Процесс проведения
  7. Действия с коленчатым валом

Зачем нужна регулировка клапанов

Легендарная отечественная «девятка» является одной из самых распространенных машин на отечественных дорогах. Она выпускалась с 1987 до 2004 г. Существует несколько модификаций автомобиля, среди которых наибольшую известность и популярность обрела модель ВАЗ-21099.

С конвейера сходили автомобили с карбюраторными и инжекторными двигателями. Они имели объем от 1,1 л до наиболее мощного 1,6 л. Независимо от типа двигателя его необходимо было периодически регулировать.

Опытные автовладельцы без проблем могут определить, когда пришло время отрегулировать клапаны. Для начинающих требуется обращать внимание на определенные показатели.

В процессе эксплуатации клапанов происходит их расширение. Стержни становятся длиннее, что меняет зазоры между торцами и толкающими кулаками. Зачастую такое увеличение может доходить до критических значений. Чтобы предотвратить это, требуется регулярная регулировка. Таким образом ненужные зазоры уменьшаются до нормальных значений. Примечательно, что подобная проблема относится не только к владельцам ВАЗ-2109, но и любого другого автомобиля, который имеет двигатель внутреннего сгорания.

ВАЗ-2109

Расположение

Практически во всех моторах клапаны находятся в блоке цилиндров. Для каждого из них требуется как минимум два таких изделия. Когда цилиндры закрыты, то клапаны прилегают к седлам.

В процессе работы на них приходится очень высокая механическая нагрузка с большим количеством выделяемой тепловой энергии. Для этого применяются специальные стали с добавлением компонентов для большей устойчивости от механических и тепловых нагрузок.

Кроме этого, все устройства делятся на два типа:

  • впускные клапаны. При их помощи подается топливо в цилиндр;
  • выпускные. С их помощью отработанные в процессе горения газы выходят из системы.

В рассматриваемом автомобиле разработчиками была изменена стандартная для предшественников схема с цепным приводом распределительного вала. Хоть подобная конструкция и была очень простой и надежной, но она требовала постоянных дополнительных настроек при определенном промежутке и отличалась повышенной шумностью. В модели 2109 верхняя часть поршня изменила форму путем создания специальных углублений для клапанов.

Кроме этого, при регулировке требуется четкая установка коленчатого и распределительного валов на одну ось. Это делается для того, чтобы придать им совместное проворачивание в процессе эксплуатации.

Когда проводить

Как для инжекторных, так и для карбюраторных двигателей нужна обязательная периодическая регулировка клапанов. Что касается производителя, то им установлена обязательная процедура при 20-30 тыс. км пробега автомобиля.

Большая часть автомобилистов для продления срока службы авто предпочитает не ждать установленного срока, а проводит регулировку на свое усмотрение. Такой вариант является более правильным, поскольку лишний ремонт никогда не повредит машине. Есть и такие, которые прибегают к проведению процедуры только тогда, когда в работе двигателя становятся четко слышны шумы.

Гидрокомпенсатор — специальное оборудование, которое устанавливается для проведения автоматического уменьшения зазоров клапанов. Им комплектуются почти все нынешние машины, поэтому они проще в эксплуатации. Кроме этого, возможна дополнительная установка гидрокомпенсаторов на ВАЗ-2109, однако это сложная и дорогостоящая процедура.

Момент, при котором требуется регулировка, можно определить при появлении следующих характерных признаков:

  • посторонние звуки во время работы мотора. Обычно это определенные постукивания, щелчки. Наиболее четко их можно услышать во время нажатия на педаль газа;
  • внезапное повышение расхода бензина без наличия кардинальных изменений в режимах езды и конструкции автомобиля;
  • снижение динамических показателей при езде;
  • снижение компрессии при эксплуатации или эффект, когда мотор «троит».

Наиболее часто необходимость в проведении процедуры проявляется именно металлическим звоном. При обнаружении такового нужна срочная регулировка клапанов, которую можно осуществить самостоятельно, или посетить станцию технического обслуживания.

Особенности инжекторных и карбюраторных двигателей

Наиболее распространенной является версия машины именно с карбюратором. Однако на дорогах встречается большое количество моделей и с инжекторным двигателем. Владельцам таковых следует внимательно отнестись к следующему моменту, который называется тепловым расширением. Во время эксплуатации мотора все металлические компоненты имеют свойство увеличиваться в размерах. Таким образом все зазоры уменьшаются.

Инструменты для ремонта

Для ремонта двигателя автомобиля требуется определенный набор оборудования. В представленном случае с клапанами понадобятся следующие:

  • набор ключей. Обязательно должны присутствовать ключи на 10, 13 и 17;
  • специализированный ключ на 38. Он нужен для прокручивания болта крепления коленвального шкива;
  • специальный щуп размером 0,15 мм или микрометр;
  • различные отвертки.

Приспособления для проведения регулировки

Примечательно, что сама регулировка проводится только с применением указанного щупа и ключей на 13 и 17. Остальное необходимо, чтобы добраться до блока цилиндров и специальной подготовки. Кроме этого, понадобится еще и крышка для газораспределительного механизма, поскольку она требует замены при каждом ее извлечении.

Процесс проведения

В начале любой ремонтной операции нужно установить автомобиль на «ручник» и оставить включенную передачу. Кроме этого, при регулировке требуется переднее колесо приподнять и оставить висеть, это нужно для проворачивания коленчатого вала.

Потом следует выполнить такие действия:

  1. Открыть крышку капота.
  2. Отсоединить патрубки.
  3. Снять корпус стеклоочистителя.
  4. Открутить все свечи.
  5. Извлечь крышку, которая закрывает ремень газораспределительного механизма.

Увидеть, в каком положении расположен поршень, помогает специальное окно.

После подготовки можно приступать к основной процедуре. Регулировка для всех моделей отечественного производителя производится практически идентичным образом. Если автолюбитель уже проводил подобные операции на других моделях, то ему не составит труда разобраться в «девятке». Нужно выставить зазоры в порядке работы цилиндров. Если проводить отсчет от ремня распредвала, то выпускные клапаны 1, 4, 5 и 8. В ходе ремонта пригодится специальная таблица.

Таблица для регулировки клапанов

Она помогает вычислить номер цилиндра по установленному коленвалу. Перед началом процедуры нужно поставить правильно поршень цилиндра номер один. При этом стоит повернуть коленвал, чтобы совпали метки на шкиве, которые предварительно нужно нанести на каждые 90°. Далее:

  1. С помощью ключа на 17 повернуть распределительный вал на три зубца по траектории движения часовой стрелки. Таким образом кулаки распредвала отойдут от толкателей.
  2. При помощи щупа попробовать размеры зазоров. Он должен легко перемещаться.
  3. Таким образом определить размер зазора на цилиндре номер один.
  4. Если размеры зазоров будут чрезмерно малыми или большими, то стоит установить приспособление для регулировки на корпус подшипников.
  5. Повернуть к себе толкатель.
  6. Зафиксировать его в необходимом положении.
  7. С помощью рычага прижать к себе толкатель и зафиксировать.
  8. Достать отработавшую шайбу для регулировки.

После проведения комплекса мероприятий требуется правильно выбрать новую шайбу с подходящими размерами. Это проводится при помощи простой формулы:

  • Н представляет собой толщину новой вставки;
  • А является размером по толщине отработанной вставки;
  • В составляет величину зазора;
  • С — зазор, который требуется получить.

После этого нужно вставить новую шайбу и достать фиксатор. Потом проверить установленный зазор и, если нужно, выбрать другой размер шайбы. Важно иметь качественный их набор, где шаг должен составлять 0,05 мм. После регулировки одного цилиндра нужно провести подобную на оставшихся.

Действия с коленчатым валом

Все работы с представленной частью двигателя не сложны. Для удобства процедуры рекомендуется предварительно открутить свечи. Это поможет избежать лишних помех при работе с цилиндрами.

Дальнейший ход действий:

  1. Метка на шкиве при каждом повороте детали должна совпадать с аналогичной меткой на крышке зубчатого вала. Остальные метки должны находиться на местах.
  2. Повернуть коленчатый вал на 50°, таким образом кулачки отводятся от толкателей.
  3. Измерить зазоры в 1, 2, 3 и 5 клапанах. Они должны соответствовать показателю 0,2 мм для второго и третьего и 0,35 мм для остальных. Допустимое отклонение от размера не должно превышать 0,05 мм в одну или другую стороны.
  4. Провести регулировку.
  5. Повернуть коленчатый вал на полный оборот и проверить зазоры в 4, 6, 7, 8 клапанах.
  6. С помощью шайб отрегулировать остальные детали.

Осуществить регулировку клапанов в автомобиле ВАЗ-2109 можно самостоятельно. Для этого пригодятся инструкции и схемы, описанные выше. Более того, автовладелец, который имел опыт проведения такой процедуры с другими автомобилями, сможет легко разобраться и в «девятке».

Регулировка клапанов на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099

Видео регулировки клапанов ваз 2108 с детальным подбором регулировочных шайб разной толщины около 122 размера

  1. Регулировка тепловых зазоров в приводе газораспределительного механизма
  2. Регулировка зазоров клапанов ВАЗ 2109, 2108
  3. Когда необходима регулировка клапанов?
  4. Расположение клапанов
  5. Причины регулировки клапанов на автомобилях ВАЗ 2109
  6. Взаимодействие деталей газораспределительного механизма ВАЗ 2109, 2108
  7. Регулировка клапанов ВАЗ 2108, 2109, 21083, 21099. Видео
  8. Симптомы прогоревшего клапана
  9. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
  10. ДТП в России
  11. Расчет зазора
  12. Особенности модификаций с инжектором или карбюратором
  13. Таблица регулировки по инструкции завода
  14. Замена прогоревших клапанов

Регулировка тепловых зазоров в приводе газораспределительного механизма

Рис. 1. Утапливание толкателей клапанов при замене регулировочной шайбы:

Читайте также  Круиз контроль что это

Рис. 2. Фиксирование толкателей клапанов при замене регулировочной шайбы:

2 – регулировочная шайба

Регулировка зазоров клапанов ВАЗ 2109, 2108

Для выполнения регулировки зазоров клапанов ВАЗ 2109, 2108 потребуется:

  • Наличие специального комплекта щупов, значениями 0.10-0.50 миллиметров.
  • Инструмент, предназначенный для выполнения работ по замене комплекта шайб.
  • Непосредственно сам комплект сменных шайб, в соответствии с конфигурацией двигателя, регламентированного паспортными данными.

Изначально необходимо отметить, что двигатель модели автомобиля имеет 8 клапанов. Согласно регламенту эксплуатации транспортного средства, операция выполняется спустя каждые 20000-30000 километров.

Делается все предельно просто, необходимо всего лишь:

  1. Установить специальное ВМТ или же провести метки.
  2. Проверить положение в двигателе первого цилиндра, что выполняется посредством проворота распределительного вала на 90 градусов по часовой стрелке.
  3. В дальнейшем необходимо аналогичным образом выполнить проверку третьего цилиндра, после четвертого и наконец, второго.

Когда необходима регулировка клапанов?

Прибегнуть к регулировке необходимо в том случае, если двигатель автомобиля стал нестабильно работать. Появился характерный стук во время работы мотора. Опытные водители определяют необходимость проведения регулировочных работ по следующим симптомам:

  • резко увеличился уровень расхода топлива автомобилем;
  • появился стук во время работы авто;
  • на холостом ходу силовой агрегат нестабильно работает;

Регулировать клапана нужно раз в 25-30 тысяч километров. Это оптимальный срок, за это время конструктивные зазоры увеличиваются в силу износа некоторых деталей. Дальше расскажу о порядке проведения регулировочных работ.

Расположение клапанов

В модели ВАЗ-2109 конструкторы изменили привычную до этого систему с цепным приводом распредвала. Несмотря на простоту старой конструкции, она имела высокую шумность и требовала дополнительной настройки через короткий промежуток времени. В девятках изменили форму верхней части поршня, добавили специальные углубления под клапаны. Важной задачей при регулировке также является выставление на одну ось распределительного и коленчатого вала, чтобы они проворачивались вместе.

Впускные и выпускные клапаны расположены в определенном порядке, это стоит учитывать при регулировке

Причины регулировки клапанов на автомобилях ВАЗ 2109

Эксплуатация любого двигателя внутреннего сгорания связана с высокими температурами. Температурное расширение увеличивает или уменьшает зазоры клапанов относительно заводских. Это нарушает нормальную работу системы ГРМ.

Современные двигатели обычно оснащены гидрокомпенсаторами, которые «автоматически» устанавливают оптимальный для текущей температуры двигателя клапанный зазор. 8-клапанные моторы производства тольяттинского автозавода такого устройства не имеют, поэтому возможны проблемы.

1. При избыточном зазоре клапан во время движения стержнем сталкивается с кулачком распредвала. Возникает механическое воздействие, из-за которого скорость износа деталей многократно возрастает.

2. Недостаточный зазор приводит к появлению щели. Такая ситуация особенно опасна, так как проникновение раскаленных картерных газов в ГБЦ способно вызвать прогорание клапанов, разгерметизацию сальников и прочие неполадки, которые исправит только капитальный ремонт двигателя.

Взаимодействие деталей газораспределительного механизма ВАЗ 2109, 2108

Очень важно предварительно просмотреть требования к показателям работы двигателя. Значения его зазоров и прочих показателей взаимодействия деталей газораспределительного механизма ВАЗ 2109, 2108.

На холодном двигателе устанавливаются значения конкретных зазоров, между толкателем и распределительным валом. Составляет показатель 0,20 миллиметров (допускается значение отклонения 0,05 миллиметров в разные стороны), что актуально для впускных клапанов. Для выпускных клапанов значение зазора устанавливается в пределах 0,35 миллиметра с тем же допуском. Здесь нужны конкретные комплекта щупов, которые могут померить зазоры в пределах 0,30-0,40 миллиметров.

В том случае, если в отверстие проходит максимальный щуп, значит, потребуется подобрать соответствующую шайбу несколько толще по размеру, после чего заменить ее.

В том же случае когда значение зазора будет меньше, клапан может запросто закрываться на предварительно прогретом двигателе. На деле это весьма опасно, ведь подобное значение может привести к тому, что клапан и седла прогорают. Следовательно, наблюдается резкая потеря давления, возникновение компрессии и падению уровня мощности.

В конечном счете, это обязательно приводит к тому, что необходимо будет выполнять полный ремонт ГБЦ, который будет слишком высокий по стоимости. Диагностировать это можно без проблем. Ведь в том случае, когда зазор будет увеличенным, отмечается соответствующий стук в двигателе.

Как говорят многочисленные мастера, это указывает на то, что имеется ситуация, с повышенным износом распределительного вала. На него оказываются лишние ударные нагрузки. Это уже само по себе не является приятным моментом. Именно в данном случае важно своевременно выполнить процесс регулировки зазоров в строго определенное время.

Особенно актуальным будет такое решение в том случае, когда транспортное средство ездит на газу, тем самым устанавливается повышенный износ шайб. Следовательно, величина зазора будет постоянно меняться.

Регулировка клапанов ВАЗ 2108, 2109, 21083, 21099. Видео

Симптомы прогоревшего клапана

Главный признак прогоревшего клапана – отчетливое троение двигателя при всех режимах работы. Также ощутимо падает мощность и растет расход топлива. Признаки поломки сходны с другими проблемами двигателя, и ее легко перепутать со следующими неполадками:

  1. Износом поршневых колец и падением компрессии в цилиндрах.
  2. Поломкой высоковольтных проводов и свечей зажигания.
  3. Поломкой форсунок и неисправностями системы питания.

Для точной диагностики неисправности исключают все вышеназванные варианты в следующем порядке:

1. Проверка исправности свечей зажигания производится на работающем двигателе при холостых оборотах последовательным отсоединением колпака каждой свечи. При снятии внимательно следят за реакцией двигателя и стабильностью его работы. Если двигатель стал работать хуже, значит в цилиндре клапана целы. Если характер работы почти не поменялся, то, скорее всего, проблемный цилиндр обнаружен.

Рекомендуем: Как самостоятельно выставить метки ГРМ

2. На неисправном цилиндре меняют свечу зажигания на заведомо работоспособную, проверяют высоковольтный провод и катушку зажигания. После запуска двигателя становится ясно, была ли поломка в системе зажигания, или требуется дальнейшая диагностика.

3. Если при замене неисправных деталей системы зажигания двигатель продолжает троить, причиной поломки могут служить прогар клапана или неисправности в поршневой группе в виде залегания или износа колец. Обе поломки приводят к низкой компрессии в проблемном цилиндре, но методом ее измерения выяснить, какая именно из двух поломок случилась, не получится. Для этого выполняют следующую дополнительную диагностику:

  • После замера компрессии, в проблемный цилиндр через свечное отверстие заливают несколько мл моторного масла и делают повторный замер. Если компрессия увеличилась, значит проблема в залегании колец, если нет – значит прогорел клапан;
  • На проблемном цилиндре осматривают свечу зажигания. При прогоревшем клапане она будет полностью сухой, и без налета масла. Если поломка связана с поршневой группой, то свеча будет покрыта маслом, а при работе мотора из снятого сапуна можно наблюдать сизый дым.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Замер и регулировку зазоров проводим на холодном двигателе.Выводим наконечник троса привода дроссельной заслонки из кронштейна. (см. Снятие привода дроссельных заслонок карбюратора)

Ключом «на 10» отворачиваем две гайки крепления кронштейна троса привода дроссельной заслонки к ресиверу (только для двигателя ВАЗ-2111)…

Крестообразной отверткой ослабляем хомут крепления подводящего шланга вентиляции картера.

Крестообразной отверткой ослабляем хомуты крепления двух отводящих шлангов вентиляции картера.

Снимаем шланги со штуцеров клапанной крышки.

Снимаем корпус воздушного фильтра (двигатель ВАЗ-21083) (см. Снятие корпуса воздушного фильтра).

Ключом «на 10» отворачиваем две гайки крепления крышки головки блока цилиндров.

В отверстиях клапанной крышки установлены резиновые уплотнительные втулки.

Снимаем крышку с прокладкой.

Снимаем переднюю крышку ремня привода ГРМ (см. Проверка натяжения и замена ремня привода газораспределительного механизма).Порядок проверки и регулировки зазоров в механизме привода клапанов следующий.
Поворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке до совмещения установочных меток на зубчатом шкиве распределительного вала и задней крышке ремня привода ГРМ (см. Проверка натяжения и замена ремня привода газораспределительного механизма).
Затем поворачиваем коленчатый вал еще на 40–50° (2,5–3 зуба на шкиве распределительного вала).
В этом положении валов проверяем набором щупов зазоры у первого…

… и третьего кулачков распределительного вала.

Зазор между кулачками распределительного вала и регулировочными шайбами должен быть 0,20 мм для впускных клапанов и 0,35 мм — для выпускных. Допуск на зазоры для всех кулачков составляет ±0,05 мм.

Если зазор отличается от нормы, то на шпильки корпусов подшипников распределительного вала устанавливаем приспособление для регулировки клапанов.

Вводим «клык» приспособления между кулачком и толкателем.
Разворачиваем толкатель так, чтобы прорезь в его верхней части была обращена вперед (по ходу автомобиля).

Нажимая вниз рычаг приспособления, утапливаем «клыком» толкатель (Рис. 1) и устанавливаем между краем толкателя и распределительным валом фиксатор (рис. 2),

…который удерживает толкатель в нижнем положении.

Пинцетом через прорезь в толкателе поддеваем и извлекаем регулировочную шайбу.

При отсутствии приспособления для регулировки клапанов можно воспользоваться двумя отвертками.

Мощной отверткой, опираясь на кулачок, отжимаем толкатель вниз. Вставив ребро другой отвертки (с лезвием шириной не менее 10 мм) между краем толкателя и распределительным валом, фиксируем толкатель.

Вынимаем пинцетом регулировочную шайбу.

Зазор регулируем подбором толщины регулировочных шайб. Для этого микрометром замеряем толщину шайбы. Толщину новой регулировочной шайбы определяем по формуле:
Н = В+(А–С), мм,
где А – замеренный зазор; В – толщина снятой шайбы; С – номинальный зазор; Н – толщина новой шайбы.
Толщина шайбы маркируется на ее поверхности электрографом.
Новую шайбу устанавливаем в толкатель маркировкой вниз и убираем фиксатор.
Еще раз проверяем зазор. При правильной регулировке щуп толщиной 0,20 или 0,35 мм должен входить в зазор с легким защемлением.Последовательно поворачивая коленчатый вал на пол-оборота, регулируем зазоры остальных клапанов в последовательности, указанной в таблице:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: