Ваз 21099 регулировка карбюратора - MIRAVTOVAZA.RU

Ваз 21099 регулировка карбюратора

Карбюратор ВАЗ 21099: обзор, настройка, ремонт

Всем известная «девяносто девятка» или просто «девятка» — поистине народный автомобиль. Он известен широкому кругу водителей еще с начала 90 – х годов прошлого века. Хотя нередко эта машина становится объектом для шуток из-за некоторых особенностей своего устройства и работы, она по настоящее время остается одной из самых популярных сборок компании АвтоВАЗ.

Что касается типа двигателя: сравнительно недавно (около 15 лет назад) производитель полностью перешел на выпуск машин с инжектором. До этого времени все модели ВАЗ 21099 собирались исключительно с карбюраторным двигателем. Поэтому на сегодняшних дорогах можно в равно мере встретить «девятки» обоих типов двигательной системы. Статья познакомит читателя с основными чертами карбюратора 21099, расскажет, как провести его настройку и ремонт своими силами.

Основные характеристики карбюратора ВАЗ 21099

Данный автомобиль является переднеприводным с четырехцилиндровым двигателем объемом в 1,5 литра. Максимальная скорость, которую он может набрать – 160 км/час, и это неплохо, учитывая, что в нем всего 70 лошадиных сил. Менее популярны модели в 76 лошадиных сил, но они довольно редко встречаются на дорогах.

Вид на карбюратор со стороны привода дроссельных заслонок: 1 – сектор с кронштейном управления дроссельными заслонками; 2 – штифт рычага блокировки второй камеры; 3 – регулировочный винт приоткрывания дроссельной заслонки первой камеры; 4 – винт крепления тяги привода воздушной заслонки; 5 – рычаг управления воздушной заслонкой; 6 – рычаг воздушной заслонки; 7 – возвратная пружина воздушной заслонки; 8 – шток диафрагмы пускового устройства; 9 – электромагнитный запорный клапан; 10 – патрубок подачи топлива; 11 – патрубок слива части топлива в топливный бак; 12 – кронштейн крепления оболочки тяги привода воздушной заслонки; 13 – регулировочный винт дроссельной заслонки второй камеры; 14 – рычаг дроссельной заслонки второй камеры; 15 – рычаг привода дроссельной заслонки второй камеры; 16 – возвратная пружина дроссельной заслонки первой камеры; 17 – рычаг управления дроссельными заслонками

Основное достоинство ВАЗ 21099 – это экономичный карбюратор, расход топлива составляет всего 7 литров на 100 километров. Если автомобиль движется по шоссе и заправлен качественным бензином, то расход может быть и того меньше – около 5 литров на указанный километраж. Карбюратор состоит из 2 отделений, в которых топливо распределяется и доставляется непосредственно в двигатель механизма. Первое предназначено для того, чтобы осуществлять переход из работы на холостом ходу в режим дросселирования. Во втором отделении осуществляется подача топливной смеси, которая, протекая по трубкам вверх, смешивается с кислородом.

Главным элементом второго отделения карбюратора является эконостат. Именно за счет его работы во время быстрого движения обеспечивается обогащение горючей смеси. Пусковое устройство в составе карбюратора обеспечивает насыщение горючей смесью двигатель при его запуске за счет воздушной заслонки, которая открывается от потока воздуха и тянет за собой рычаг дроссельной заслонки. Топливо при этом смешивается равномерно.

Если карбюратор работает на холостом ходу, то основным элементом, который отвечает за его нормальное функционирование, является экономайзер. За счет него осуществляется принудительное отключение на холостом ходу при резком торможении или переключении передач. Составляющие экономайзера – это выключатель, коммутатор, электромагнитный клапан и блок управления. Это устройство препятствует выбросу в окружающую среду вредных веществ, которые вырабатываются при сжигании топлива.

Как настроить карбюратор 21099

Устройство не требуется промывать снаружи в том случае, если оно используется регулярно. Очищение становится необходимо, только когда внутренние механизмы сильно загрязняются и их подвижность становится от этого затруднительной. Перед тем, как приступить к настройке карбюратора или сдаче автомобиля в ремонт также стоит почистить механизм. Категорически запрещается использовать для внутренней чистки кисточки или сухие тряпки. Даже мельчайшие и невидимые глазу ворсинки могут попасть внутрь устройства и нарушить его работу. После того, как карбюратор ВАЗ 21099 будет приведен в надлежащий вид, можно приступать к его настройке.

Настройка заслонки дросселя – то первое, с чего начинается регулировка карбюратора. Она заключается в том, чтобы проверить, насколько хорошо натянут трос заслонки. Он не должен ни провисать, ни быть сильно натянутым.

Если требуется натянуть или ослабить трос, то следует выполнить регулировку привода, которая состоит из нескольких этапов:

  1. Ключом 13-го размера удерживается гайка наконечника, а вторым аналогичным инструментом немного откручивается контргайка.
  2. Выставляется необходимое расстояние от наконечника гайки до карбюратора. При этом педаль «газ» должна быть опущена.
  3. Затягивается ранее открученная гаечным ключом контргайка.

После того, как заслонка дросселя будет приведена в необходимое состояние, можно переходить к настройке привода воздушной заслонки.

Для этого нужно:

  1. Снять крышку с воздушного фильтра.
  2. Проверить уровень тяги в оболочке. Делается это следующим образом: если привод отрегулирован, верно, то воздушная заслонка открывается полностью при ввинченной рукоятке привода. Если происходит не полное открытие, то его необходимо отрегулировать. Рукоятке проворачивается на 180 градусов для того, чтобы заслонка полностью распахнулась.

Следующий этап – это настройка пускового устройства. Правильно отрегулировать этот механизм можно только на снятом карбюраторе. Если сделать это проблематично, то стоит приобрести тахометр.

После того, как карбюратор будет извлечен, нужно сделать следующее:

  1. Снять основание воздушного фильтра.
  2. Вытянуть ручку привода воздушной заслонки, а саму заслонку открыть примерно на треть.
  3. Запустить мотор, ослабить болт до 3 – 3,5 тысяч оборотов в минуту и опустить заслонку.
  4. Продолжать откручивать регулировочный винт до 2,7 тысяч оборотов в минуту.
  5. Когда необходимые показатели будут достигнуты, можно затянуть болт обратно и вернуть на место основание фильтра.

Также иногда требуется настроить холостой ход. Для этого следует нагреть двигатель и включить электропотребляющие устройства (фары, печку и т.д). После этого при помощи отвертки выставляются максимально возможные обороты винта качества карбюратора. На винте количества напротив, уменьшаются обычные обороты. Далее снова нужно перейти к винту качества и понизить обороты до среднего значения.

Как выполнить ремонт карбюратора ВАЗ 21099

Одним из недостатков автомобиля модели ВАЗ 21099 является нестабильная работа его двигателя, связанная со сбоями функционирования карбюратора. Неполадки могут проявляться независимо от погодных условий или минусовой температуры, и владелец автомобиля должен быть всегда готов к такому повороту событий.

Понять, что карбюратор сбоит несложно – машина начинает заводиться не с первого раза, тахометр показывает расплывчатые обороты, а выхлопная труба непривычно шумит. Автомобиль также может глохнуть непосредственно во время поездки, особенно при наборе скорости или переключении коробки передач. Уровень расхода топлива при этом превышает обычный. В случае обнаружения подобных признаков, можно попробовать отремонтировать карбюратор, однако это требует определенных навыков и опыта. К тому же следует приобрести необходимый комплект инструментов, включающий в себя несколько видов гаечных ключей.

В автомобиле ВАЗ 21099 карбюратор расположен прямо пол воздушным фильтром. Для того чтобы его извлечь, нужно воспользоваться гаечным ключом 10-го размера и с его помощью снять крышку воздушного фильтра. Также необходимо снять четыре крепления, которые ее поддерживают. После этого ослабляются соединительные хомуты и откручиваются придерживающие шпильки. Все контактные провода необходимо отключить и только потом снять крышку карбюратора. Очень важно сделать это максимально аккуратно, не зацепив стенки отделений.

Имеет смысл складывать все отсоединенные детали в заранее подготовленную емкость, чтобы не тратить время и деньги на поиски потерянных деталей. Тем более что далеко не в каждом современном магазине можно их купить.

Когда карбюратор ВАЗ 21099 будет разобран, нужно проверить, в каком положении находятся поплавки в отсеках, отрегулировать их, если необходимо. Оптимальное их положение – параллельно стенкам отсека и свободное перемещение. Уровень топливной жидкости должен соответствовать отметкам на отсеках.

Разбирать и настраивать карбюратор автомобиля ВАЗ 21099 следует только тогда, когда в этом есть реальная необходимость. Не стоит делать это ради интереса или сразу после покупки машины. Заводские настройки авто оптимальны для использования, неопытный автолюбитель может их сбить, что приведет к дополнительным тратам времени и денег.

Следует заметить, что после каждого снятия и разборки устройства, необходимо его прочищать. Грязь может проникнуть внутрь карбюратора и нарушить его работу.

Если владелец авто не уверен в том, что сможет самостоятельно устранить неполадки в работе карбюратора, то лучше сразу отвезти машину в сервис.

Как отрегулировать карбюратор на автомобилях ВАЗ-2109 и 21099 своими руками

На всех автомобилях «девятого» семейства двигатели оснащались карбюраторами отечественного производства «Солекс». Исключение составляют только более поздние модификации, на которые завод-изготовитель устанавливал инжекторные силовые агрегаты. Будучи далеко не самым технически продвинутым транспортным средством, «девятка» до сих пор пользуется популярностью у автолюбителей. Это во многом обусловлено ремонтопригодностью автомобиля и сравнительно невысокой стоимостью запчастей. Кроме того, значительная часть восстановительных и регулировочных работ может быть выполнена владельцем самостоятельно, в том числе, регулировка карбюратора ВАЗ-2109 и 21099, его настройка и прочистка.

Читайте также  Как остановить пробег skoda superb

В этой статье будут рассмотрены только те операции, которые каждый автолюбитель может выполнить своими руками. Не стоит пугаться большого количества манипуляций — следуйте инструкциям, будьте внимательны, и настройка карбюратора ваз пройдёт не хуже, чем в условиях СТО. Так вы сможете сэкономить время и сократить затраты на обслуживание машины.

Очистить и отрегулировать карбюратор на девятку ВАЗА можно самому, в гараже

Подготовка карбюратора к настройке

Перед тем как начнётся регулировка карбюратора ВАЗ-2109 и других модификаций модели, следует обеспечить беспрепятственный доступ к его деталям, удалив загрязнения. Если автомобиль эксплуатируется регулярно, то карбюратор нуждается в наружной промывке только в случае проведения регулировочных процедур либо с целью очистки подвижных механизмов при их сильном загрязнении. Наружная промывка проводится с использованием кисти, чистой ветоши и жидкости, способной растворить масло (бензин, керосин или специальный чистящий состав). Эта процедура не предполагает снятие карбюратора и состоит из следующих операций:

Рынок предлагает специальные средства для очистки устройства – в виде спреев

  • чистка и мойка карбюратора снаружи;
  • освобождение сетчатого фильтра поплавковой камеры от загрязнений;
  • удаление возможных загрязнений и сторонних частиц из самой поплавковой камеры;
  • очистка жиклёров от возможных отложений;

С наружной чисткой у автовладельца вопросов возникнуть не должно, но что касается того, как почистить карбюратор на ВАЗ-21099 изнутри, этот вопрос следует рассмотреть более детально. В конкретном случае речь идёт о поплавковой камере. Прежде нужно демонтировать воздушный фильтр и снять топливный шланг. После того как поплавковая камера демонтирована, к самому поплавку лучше не прикасаться, дабы не деформировать и не повредить деталь. Также не следует переворачивать крышку карбюратора поплавком вниз.

Промывку поплавковой камеры специалисты не рекомендуют проводить с использованием ветоши, так как после неё могут остаться волокна — более целесообразно в этом случае применить резиновую грушу, удалив с её помощью остатки топлива со дна камеры. Если потребуется, удалите имеющиеся на дне загрязнения, воспользовавшись жёсткой тонкой кисточкой, и повторите манипуляции с резиновой грушей. Удаление загрязнений из главных топливных жиклёров проводится под воздействием сжатого воздуха. Если компрессорной установки нет в наличии, можно воспользоваться обычным насосом. При слишком сильном засорении жиклёра прочистка выполняется при помощи тонкой медной проволоки. Из этого небольшого руководства вы смогли узнать, как почистить карбюратор и теперь можно приступать непосредственно к выполнению регулировочных процедур.

Очистив агрегат от грязи, можно приступить к его регулировке

Как настроить карбюратор ВАЗ-2109 и 21099 в условиях гаража

Согласно рекомендациям специалистов, регулировка карбюратора ВАЗ-21099 должна начинаться с поплавковой камеры. С помощью этой процедуры удаётся провести проверку и установить оптимальный уровень топлива. Настраивать необходимо, поэтапно выполняя приведённые ниже действия:

  1. Запустите двигатель и после 2–3-минутной работы заглушите;
  2. После того как был снят воздушный фильтр и отсоединён топливный шланг, демонтируйте крышку карбюратора (для этого нужно отвернуть пять болтов). Положите крышку на чистую поверхность поплавками вверх, соблюдая осторожность;

После снятия воздушного фильтра, отсоедините подачу топлива и снимите крышку карбюратора

  • Воспользовавшись штангенциркулем, определите уровень топлива в поплавковых камерах: между кромкой корпуса и верхним уровнем расстояние должно составлять 25,5 мм. Если окажется, что замеры не соответствуют нормативу, придётся провести корректировку путём подгибания язычка кронштейна поплавков с повторным проведением замеров уровня топлива;
  • Дополнительно можно проверить, как расположены кромки поплавков относительно привалочной поверхности крышки и если они не параллельны, отрегулировать, воздействуя на кронштейны поплавков.

    Как отрегулировать привод заслонки дросселя

    Прежде чем приступить к регулировке самой заслонки, следует проверить степень натяжения троса. Если окажется, что трос провисает или его натяжение слишком сильное, то настройка карбюратора ВАЗ-21099 предполагает начало регулировки привода таким образом, чтобы не допустить полного закрытия заслонки. Для этого воспользуйтесь ключом на «13» и подожмите гайку наконечника на оболочке троса. Далее, таким же ключом нужно постепенно ослабить контргайку.

    1 – колпачок; 2 – контргайка; 3 – гайка троса

    Теперь можно установить оптимальное расстояние между карбюратором и наконечником гайки. При этом следует учесть, что в свободном положении педали акселератора заслонка должна быть полностью закрытой. Осталось только зажать гайку и настройку можно считать завершённой.

    Как выполнить регулировку привода воздушной заслонки

    Сначала проверке подлежит свободный ход тяги — для этого потребуется выполнить демонтаж крышки воздушного фильтра. Настройки привода можно считать корректными только в том случае, если в «утопленном» положении его ручки происходит полное открытие воздушной заслонки. При обнаружении отклонений от нормы ознакомьтесь с инструкцией, как настроить карбюратор на ВАЗ-2109, выполнив ряд регулировочных манипуляций.

    Регулировка дроссельной заслонки – важная часть процедуры настройки карбюратора

    Процесс настройки привода выглядит так:

    1. Ослабьте болт, при помощи которого тяга крепится к рычагу. После этого нужно утопить ручку привода и полностью открыть воздушную заслонку, воздействуя на её рычаг;
    2. Воспользовавшись пассатижами, вытяните трос из оболочки и зажмите фиксирующий болт;
    3. Далее, нужно проверить, как закрывается заслонка при вытянутом положении ручки её привода. Закрытие должно происходить до конца, в противном случае придётся повторить регулировочные операции.
    4. Настройку следует производить до тех пор, пока не добьётесь полного открытия и закрытия заслонки в крайних положениях ручки привода. Следите, чтобы рычаг ни в одной из позиций не контактировал с рубашкой троса.

    Итак, на этом этапе вы узнали, как отрегулировать карбюратор на ВАЗ-2109 посредством установки оптимального рабочего положения его дроссельной и воздушной заслонок. Теперь перейдём к регулировке пускового устройства и холостого хода.

    Самостоятельная регулировка пускового устройства

    Наиболее точная настройка пускового устройства посредством установки значений пусковых зазоров требует снятия карбюратор с машины. Но прежде нужно удостовериться в целостности диафрагмы пускового устройства. Для этого, вывернув четыре болта, снимите крышку и проведите осмотр диафрагмы. Если она пригодна к дальнейшей эксплуатации, можно дальше выполнять регулировку, в противном случае деталь придётся заменить.

    Ниже приведён список поочерёдно выполняемых операций, в котором описано, как отрегулировать карбюратор ВАЗ-21099 путём настройки пускового устройства:

    1. Вначале нужно закрыть воздушную заслонку, повернув её рычаг;
    2. Используя отвёртку, утопите шток пускового устройства;
    3. Зазор, образовавшийся между стенкой камеры и заслонкой, нужно замерить, после чего, сравнить его значение с тарировочными данными (указываются производителем индивидуально для каждой модели карбюратора и автомобиля);
    4. Если полученные данные не соответствуют номиналу, следует провести регулировку. Контргайку, которая расположена на корпусе ускорительного насоса, следует ослабить и поворачивать отвёрткой регулировочный винт до тех пор, пока не будет установлен необходимый зазор;
    5. Теперь, закрыв воздушную заслонку, необходимо провести замеры зазора дроссельной заслонки первой камеры. Полученные данные сверьте с тарировочной таблицей. Если потребуется, установите нужное значение зазора поворотом регулировочного винта заслонки.

    Вполне вероятно, на этом этапе настройка карбюратора ВАЗ-2109 может быть завершена. Если же вам нужно отрегулировать холостой ход или добиться снижения расхода топлива, ниже вы сможете ознакомиться с соответствующим руководством.

    Как настроить холостой ход своими руками

    Регулировка холостого хода является завершающим этапом инструкции о том, как настроить карбюратор на ВАЗ-21099 и проводится при прогретом двигателе и включенных потребителях тока (обогреватель, вентилятор или фары). В процессе настройки придерживайтесь очерёдности описанных ниже операций:

    1. Заглушите двигатель и заверните до упора винт качества, после чего отверните его на три оборота;
    2. Запустите двигатель, откройте воздушную заслонку и при включённых потребителях тока при помощи винта количества установите количество оборотов коленвала в пределах 750–800 в минуту;
    3. Поворотом винта качества доведите обороты до максимального значения, после чего, винтом количества установите 900 об/мин;
    4. Далее, при помощи винта количества следует уменьшение до 800 об/мин. Продолжайте его закручивать до момента, когда двигатель начнёт работать неустойчиво. После этого выверните винт на 0,5–1 оборота;
    5. Теперь, манипулируя винтом количества, необходимо установить оптимальные значения оборотов, которые для зимнего периода составляют 900–1000 об/мин, а для летнего — 800–900 об/мин.

    Если вы всё сделали правильно, в таком случае отрегулированный карбюратор обеспечивает устойчивую работу силового агрегата в диапазоне оборотов, рекомендованных производителем. При этом важно, чтобы расход топлива был минимальным и только такая настройка на ВАЗ-2109 считается верной.

    На карбюратор, устанавливаемый на ВАЗ-21099, возлагается ответственность за процесс смешивания бензина и воздуха в точных пропорциях. В качестве инструментов контроля используются топливные жиклёры, производительность которых зависит от того, какую длину и диаметр имеют их пропускные отверстия. Используя жиклёры с разными характеристиками, можно корректировать насыщенность рабочей смеси. Поэтому, если всегда хотели узнать, как уменьшить расход топлива ВАЗ-2109 карбюратор, готовы поэкспериментировать с собственным автомобилем и настроить карбюратор собственноручно, запаситесь разными жиклёрами и воспользуйтесь этой статьёй, как руководством.

    Регулировка оборотов холостого хода на двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 с карбюраторами Солекс

    На карбюраторных двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 рекомендуемые обороты холостого хода 750-800 оборотов в минуту.

    При этом они должны быть стабильны (без частых пропусков зажигания и «троения»). Регулировку оборотов холостого хода двигателей с карбюраторами 2108, 21081, 21083 Солекс рекомендуется проводить раз в полгода или при возникновении проблем с работой двигателя.

    Подготовительные работы

    Перед проведением регулировки как минимум необходимо удостоверится в исправности свечей зажигания, высоковольтных проводов, крышки трамблера, «бегунка», правильности установки момента зажигания, отсутствия подсасывания постороннего воздуха в карбюратор, исправности бензонасоса.

    Помимо этого следует прогреть двигатель до рабочей температуры (80-90 гр) и полностью открыть воздушную заслонку карбюратора, утопив рукоятку «подсоса» до упора.

    Отключать и глушить трубку подающую разрежение от карбюратора к вакуумному регулятору опережения зажигания не обязательно. Хотя после регулировки оборотов холостого хода можно снять ее со штуцера на корпусе вакуумного регулятора и проверить есть ли в ней разрежение при работе двигателя на холостых. При правильно отрегулированных оборотах разрежения там быть не должно или должно ощущаться очень легкое.

    Необходимые для регулировки оборотов холостого хода инструменты

    Точную настройку оборотов холостого хода проводят с использованием газоанализатора, но не у каждого он есть. Поэтому желательно иметь отдельный прибор — тахометр. При его отсутствии можно использовать тахометр, встроенный в щиток приборов (есть на всех ВАЗ 2108, 2109, 21099). Также понадобится тонкая шлицевая отвертка.

    Регулировка холостого хода карбюраторного двигателя

    Пускаем двигатель. Включаем дальний свет фар и печку.

    — Первичная настройка оборотов ХХ

    Самым простым способом регулировки оборотов холостого хода двигателя с карбюратором Солекс (2108, 21081, 21083) является вращение винта «количества» топливной смеси.

    Против часовой стрелки обороты уменьшаются, по – увеличиваются. При вращении винта, его наконечник воздействует на рычаг оси дроссельной заслонки первой камеры карбюратора и тем самым либо приоткрывает дроссельную заслонку первой камеры карбюратора, либо, наоборот прикрывает ее. Из-за этого увеличивается или наоборот уменьшается поток воздуха, проходящий через первую камеру и разрежение в канале СХХ. Таким образом винтом «количества» регулируется объем топлива, поступающего в цилиндры двигателя. Соответственно обороты холостого хода двигателя будут, то расти, то уменьшаться.

    На изображении винт регулировки «количества» топливной смеси карбюраторов Солекс (2108, 21081, 21083). Рычаг привода воздушной заслонки карбюратора для наглядности снят.

    Наконечник винта «количества» упирается в кромку рычага оси д/з первой камеры и приоткрывает заслонку увеличивая обороты ХХ

    Более точная настройка предполагает дополнительную регулировку состава топливной смеси, поступающей в цилиндры двигателя.

    За это в карбюраторах 2108, 21081, 21083 Солекс отвечает винт «качества» топливной смеси.

    Для начала можно выставить изначальное положение винтов «качества» и «количества» карбюратора. Это 3 полных оборота от упора винта «качества», винтом «количества» следует выставить минимальные обороты коленчатого вала – 600-700 об/мин.

    Исходное положение винтов «качества» и «количества» в разных руководствах по настройке карбюратора разное. То три оборота от упора, как в нашей статье, то 0,5 оборота. Все потому, что не смотря на кажущуюся одинаковость, карбюраторы все равно немного отличаются, плюс исходные настройки других систем (влияющих на ХХ) у каждого свои. Поэтому при проведении настройки холостого хода можно попробовать разные варианты и подобрать нужное положение под данный конкретный карбюратор. Более подробно о том насколько заворачивать и потом выворачивать эти винты в статье «Насколько оборотов выворачивать/заворачивать винты качества и количества карбюратора Солекс».

    На следующем этапе необходимо выставить максимальные обороты холостого хода, используя только винт «качества» топливной смеси.

    — Выставляем максимальные обороты холостого хода

    Шлицевой отверткой постепенно выворачиваем винт «качества» из гнезда, пока обороты холостого хода не достигнут своего максимума. Это может быть и 1000 об/мин и несколько выше.

    Вращаем винт регулировки «качества» топливной смеси, выворачивая его из гнезда

    — Далее винтом «количества» устанавливаем обороты до 900 об/мин

    Добиваемся этого медленным вращением его против часовой стрелки.

    Вращаем винт регулировки «количества» топливной смеси Солекс против часовой стрелки для снижения оборотов ХХ

    — При помощи винта «качества» выставляем обороты холостого хода на уровне требуемых 750-800 об/мин

    Для этого, опять же медленно, заворачиваем его по часовой стрелке.

    Если не удается сразу добиться нужной частоты вращения коленчатого вала, проводим регулировку еще раз.

    Регулировка оборотов холостого хода двигателя с карбюратором Солекс выполнена.

    Примечания и дополнения

    — Вторая более точная регулировка при помощи обоих подстроечных винтов карбюратора приведет не только к стабильному и устойчивому холостому ходу двигателя, но и понижению токсичности выхлопа отработанных газов.

    — При возникновении «провалов» при нажатии на педаль «газа» после такой регулировки оборотов холостого хода следует немного довернуть винт «количества» топливной смеси по часовой стрелке тем самым немного добавив топливной смеси поступающей в цилиндры двигателя из системы холостого хода. Обороты двигателя после этого немного возрастут, предельная величина для двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 – 900 об/мин.

    — В ряде случаев имеет смысл доработать систему холостого хода карбюратора. См. «Доработка системы холостого хода карбюраторов Солекс и Озон».

    Делаем ремонт ваз карбюратора 21099 как бывалые автомеханики

    С выходом на рынок переднеприводного автомобиля ВАЗ широкое применение получили карбюраторы Солекс. Несмотря на то, что это надежные устройства на автомобиле ВАЗ 21099 карбюратор ремонт периодически требует.

    Расположение карбюратора в автомобиле ВАЗ 21099

    Устройство карбюратора и принцип работы

    На фото представлен общий вид карбюратора с указанием основных узлов.

    Внешний вид карбюратора автомобиля ВАЗ 21099(1)

    Внешний вид карбюратора автомобиля ВАЗ 21099(2)

    Детали и узлы внешнего обвеса карбюратора:

    • 1 – блок выполняющий подогрев дроссельной заслонки.
    • 2 – штуцер, через который происходит вентиляция картера двигателя.
    • 3 – крышка насоса ускорительного.
    • 4 – электромагнитный клапан.
    • 5 – крышка устройства
    • 6 – шпилька, крепящая воздушный фильтр.
    • 7 – рычаг, управляющий воздушной заслонкой.
    • 8 – крышка, предохраняющая пусковое устройство.
    • 9 – сектор, где расположен рычаг привода заслонок дросселя.
    • 10 – разъем датчика ЭПХХ.
    • 11 – винт для регулировки величину смеси при холостом ходе.
    • 12 – крышка для защиты экономайзера.
    • 13 – корпус устройства.
    • 14 – штуцер, через который подается топливо.
    • 15 – штуцер для отвода топлива.
    • 16 – винт (по стрелке) регулирующий состав смеси при холостом ходе.
    • 17 – штуцер, через который подается к вакуумному регулятору зажигания разрежения.

    Принцип работы

    • Через игольчатый клапан и сетчатый фильтр в поплавковую камеру карбюратора подается топливо, уровень которого поддерживается игольчатым клапаном. Оттуда топливо поступает посредством главных топливных жиклеров в эмульсионные колодцы.
      Здесь оно смешивается с воздухом, который поступает через главные воздушные жиклеры. Полученная эмульсия поступает в диффузоры карбюратора.
    • Из эмульсионного колодца топливо отбирает система холостого хода, далее оно проходит через жиклеры этой системы, смешивается с воздухом, поступающим от воздушного жиклера и широкой части диффузора. Полученная эмульсия поступает через отверстие под дроссельную заслонку.
    • Через впускной коллектор смесь, приготовленная в карбюраторе, попадает в цилиндры мотора автомобиля.

    Регулировка карбюратора

    Совет: При выполнении работ своими руками нельзя пользоваться открытым огнем и курить.

    Регулировка уровня топлива в поплавковой камере

    Наиболее сложной и важной регулировочной работой в карбюраторе является регулирование в поплавковой камере уровня топлива. Перед началом работы отсоединяется «- » клемма аккумуляторной батареи, снимается воздушный фильтр.
    Для точной и правильной регулировки устройства лучше всего изготовить шаблон, который устанавливается на крышку карбюратора. Крышка располагается в горизонтальном положении поплавками вверх.
    Если зазор по контуру между шаблоном и поплавками больше одного миллиметра, то необходимо выполнить регулировку его с помощью подгибания язычка и рычагами поплавков.
    Порядок выполнения работ:

    • Снимается крышка карбюратора.
    • Вымеряется зазор между прокладкой и выступами, расположенными на нижней части поплавков. Он должен быть одинаковым у двух поплавков, а его значение не должно превышать одного миллиметра.
    • Если зазоры разные или больше допустимого значения, а разъемы пресс-формы относительно крышки карбюратора не параллельны, необходимо выполнить их регулировку, подогнув поплавки и язычок, упирающийся в хвостовик клапана.
    • Визуально проверяется уровень топлива. Крышка устанавливается и закрепляется на карбюраторе, подсоединяются шланги подачи и слива топлива, заводится двигатель автомобиля ВАЗ 21099.
      Одну-две минуты двигатель работает на холостом ходу, затем он глушится, отсоединяются шланги, снимается крышка. Измеряется расстояние между плоскостью корпуса и уровнем топлива.
      Оно должно быть 25,5 миллиметра. При отклонении регулировка повторяется.

    Регулировка привода заслонки воздуха

    Порядок выполнения работ:

    • Ослабляется болт, соединяющий тягу с рычагом привода заслонки для воздуха.
    • Рычаг проворачивается до полного открытия воздушной заслонки.
    • На приборной панели полностью утапливается ручка привода заслонки для воздуха.

    Утопленная ручка привода заслонки для воздуха на приборной панели

    • Вытягивается полностью тяга и затягивается болт крепящий тягу с рычагом привода заслонки для воздуха.
    • Вытягивается ручка привода заслонки для воздуха до упора, что должно обеспечить закрытие заслонки.

    Воздушная заслонка полностью закрыта

    • Если этого нет, необходимо оболочку тяги отсоединить, и перемещая ее добиться, чтобы дроссельная заслонка полностью закрылась и зафиксировать ее болтом.

    Регулировка привода заслонки дросселя

    Если гайка позиции 1 заворачивается – заслонка открывается, гайка позиции 2 заворачивается – заслонка закрывается.

    Регулировка привода заслонки дросселя

    • До упора нажимается педаль акселератора. В этом случае полностью открывается заслонка первой камеры дросселя.
      Определяется это перемещением в крайнее положение сектора управления заслонками дросселя.
    • Педаль акселератора отпускается, тогда должна закрыться заслонка дросселя первой камеры, а сектор управления заслонками дросселя должен до упора переместиться в другую сторону. Если этого нет, необходимо отрегулировать привод.
    • Ослабляется одна гайка, другая заворачивается до тех пор, пока заслонка дросселя будет полностью открываться и закрываться. Затягивается гайка, которая раньше была ослаблена.

    Подробнее регулировку карбюратора можно увидеть на видео.

    Ремонт карбюратора автомобиля ВАЗ 21099

    Под ремонтом карбюратора на автомобиле ВАЗ 21099 подразумеваются работы, которые заключают в себе чистку основных систем и замену элементов, вышедших из строя. Необходимо приобрести ремонтный комплект для карбюратора, установленного в машине ВАЗ 21099.
    Сюда входят: жиклеры, прокладки для уплотнения, пусковое устройство, ускорительный насос.

    Совет: Если нет необходимости воздушную и дроссельную заслонки лучше не снимать, некачественная установка в дальнейшем может, во время работы, привести к их заеданию.

    Порядок разборки карбюратора

    На автомобиле ВАЗ 21099 ремонт карбюратора начинается с его разборки:

    • Из карбюратора выкручивается электромагнитный клапан и извлекается топливный жиклер из его корпуса.
    • Снимается крышка карбюратора и аккуратно, не повредив поплавок, откладывается в сторону.
    • Снимается поплавок. С помощью шила выдавливается фиксирующая его ось, и деталь свободно снимается.

    Вынимается ось и снимается поплавок

    • Удаляется уплотнительная прокладка.
    • Отворачивается топливный клапан.
    • Снимается крышка пускового устройства и извлекается диафрагма.
    • Отворачивается с боку крышки топливный фильтр.
    • При необходимости снимается сектор привода дроссельными заслонками. Для этого отворачивается гайка крепления, вынимается шарик с пружиной и удаляется рычаг.
    • Аккуратно поддеваются отверткой и вытаскиваются распылители ускорительного насоса.
    • Разбирается ускорительный насос, снимаются пружина и диафрагма.

    Удаленные из карбюратора пружина и диафрагма (по стрелкам)

    • Аналогично разбирается экономайзер мощностных режимов. Если под крышкой устройства установлена пластмассовая заглушка, она просто удаляется.
    • Выкручиваются эмульсионные трубки. Корпус карбюратора переворачивается, и вытряхиваются, предварительно выкрученные, основные топливные жиклеры.
    • Снимается провод датчика винта, регулирующего количество смеси.

    Устранение неисправностей

    При выполнении всех работ самостоятельно цена ремонта карбюратора ВАЗ 21 099 будет значительно ниже, чем такую же работу выполнит специалист. В справочниках по ремонту автомобилей существует инструкция, облегчающая проведение ремонта в домашних условиях.
    Итак:

    • Промывается в ацетоне и продувается сжатым воздухом топливный жиклер.
    • Меняется на новую уплотнительная прокладка, в случае ее повреждения.
    • Следует обратить внимание на плоскости соединения корпуса с крышкой. Если отпечатки от соединения деталей не сплошные, это указывает на износ привалочной поверхности.
      В этом случае нужно притереть плоскость корпуса или крышки.
    • Проверяется работа топливного клапана. Игла его входит без заедания, нельзя допустить большого поперечного люфта.
      По своей оси легко должен перемещаться демпфирующий шарик. Если такие неисправности выявлены топливный клапан подлежит замене.
    • Проверяется работа пускового устройства. Нельзя допустить механических повреждений диафрагмы, а материал, из которого она изготовлена, не должен потерять эластичность.
      Пружина должна быть не сильно вытянута.
    • Отмачивается в ацетоне, продувается сжатым воздухом топливный фильтр.
    • Осматриваются уплотнения распылителей, при необходимости их нужно заменить. Распылители можно помыть в ацетоне, продуть сжатым воздухом и установить обратно.
    • Крышка насоса промывается ацетоном.

    Карбюратор ВАЗ 21099 ремонт завершен, сборка осуществляется в последовательности обратной разборке.

    ВАЗ 21099: устройство карбюратора и устранение неисправностей

    Популярный в 90-годы автомобиль ВАЗ 21099, карбюратор для него выпускался вплоть до 2004 года, потом его топливная система была модернизирована. Место карбюратора заняла электронная система впрыска топлива — инжектор. С одной стороны, инжектор надежнее в эксплуатации, с другой — рядовой автомобилист не сможет его починить своими руками в случае неисправности. Поэтому карбюраторные «девятки» по сей день имеют немало своих поклонников.

    Устройство и принцип подачи топлива

    Двухкамерный карбюратор ВАЗ 21099 (Solex) состоит из 2 частей: основного корпуса и крышки. В крышке стоит электромагнитный клапан с жиклером холостого хода и система холодного пуска, которая иногда комплектовалась устройством подогрева. Снизу крышки закреплен поплавок с игольчатым либо шариковым клапаном, оттуда же выходит 2 латунных трубки с жиклерами на концах.

    Основной корпус карбюратора оснащен такими устройствами:

    Регулировочный винт оборотов холостого хода подпирает заслонку первичной камеры и снабжен пластиковой рукояткой. Винт, управляющий обогащением топливной смеси, прячется в глубоком колодце, сделанном в «подошве» корпуса. Схема нижней части агрегата показана на рисунке 1.

    Теперь о функциях, выполняемых каждой системой:

      Подпружиненная заслонка холодного пуска в закрытом положении обеспечивает подачу обогащенной смеси. При наличии биметаллической спирали открывается автоматически по мере прогрева, без таковой — вручную.

    Плюсы и минусы агрегата

    Карбюратор Solex хорош тем, что способен обеспечить двигатель «девятки» необходимым количеством горючего на всех режимах работы, вплоть до самого динамичного. При этом он славится своей экономичностью, реальный расход исправного автомобиля по трассе редко превышает 6 л/100 км, по городу — 7,5-8 л/100 км. Поэтому многие владельцы Москвичей, Волг и старых Жигулей с удовольствием ставили Solex на свои машины. Произведя небольшой тюнинг карбюратора ВАЗ 099, его можно поставить на Газель или УАЗ с объемом двигателя 2,4 и 3 л.

    Немного о недостатках:

    • устройство агрегата достаточно сложное, отремонтировать и отрегулировать его своими руками не каждому под силу;
    • со временем тонкая «подошва» карбюратора сильно изгибается под воздействием температуры коллектора;
    • электронная часть системы ЭПХХ довольно ненадежна и часто выходит из строя, отчего пропадает холостой ход;
    • винт регулировки смеси, утопленный в колодце и снабженный резинкой, очень трудно извлечь для продувки канала холостого хода.

    Распространенные неисправности

    Поскольку карбюраторные «девятки» не производятся, то и агрегаты на оставшихся в строю машинах изрядно износились. Невзирая на сложность карбюраторов, кое-какие неисправности в них можно устранить своими руками. Вот их перечень:

    • отказ работы на холостом ходу;
    • увеличенный расход горючего;
    • нестабильная работа с «плавающими» оборотами;
    • ухудшение разгонных свойств ВАЗ 21099.

    Первая причина исчезновения холостого хода — засоренный жиклер электроклапана, вкрученного в крышку. Вторая встречается реже: выход из строя электронного блока, управляющего режимом ЭПХХ или самого клапана. В первом случае на клапан надо временно подать напряжение 12 В из любой точки напрямую, во втором — откусить или выбросить иглу поломанного клапана, перекрывающую отверстие жиклера. Также холостой ход пропадает, когда раскисает маленькое резиновое кольцо, надетое на втулку топливного канала (находится под крышкой).

    Расход горючего повышается по таким причинам:

    • засорились воздушные жиклеры;
    • потерял герметичность игольчатый клапан;
    • износилась диафрагма экономайзера;
    • износились заслонки обеих камер, отчего двигатель тянет горючее через образовавшиеся щели.

    Когда раскисает резиновое кольцо на электрическом клапане, то наблюдается «плавание» оборотов, невозможность регулирования и повышенный расход. Как временный вариант, кольцо можно выбросить и затянуть клапан без него. Нестабильную работу еще вызывает подсос воздуха под «подошвой» карбюратора, что устраняется дополнительной картонной прокладкой. Перед установкой прокладку надо опустить в теплую воду на несколько секунд, чтобы она потом разбухла.

    Тереть «подошву» карбюратора абразивами с целью выравнивания недопустимо.

    Разгонная динамика зачастую возвращается после замены диафрагмы насоса — ускорителя и прочистки распылителей. Правильная настройка карбюратора 21099 выполняется только с помощью газоанализатора, измеряющего СО. Его показания на холостых оборотах должны находиться в пределах 0,8-1,5, на рабочих (2000 об/мин) — 0,8-2,0.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: