Как поставить стеклоподъемник на ваз 2106 - MIRAVTOVAZA.RU

Как поставить стеклоподъемник на ваз 2106

Фотоотчет об установке электростеклоподъемников «ФОРВАРД» на ВАЗ-2106 в передние двери

Представляем Вашему вниманию очередной жизненный опыт нашего покупателя, который принял участие в нашей акции.

На этот раз информацией поделился Яндовский Александр Сергеевич из Нальчика, подготовив фотоотчет, о том, как он справился с установкой электрических стеклоподъемников «ФОРВАРД» в передние двери своего автомобиля ВАЗ-2106, и с какими нюансами он столкнулся.

Давно мечтал установить электрические стеклоподъемники на свою «шестерку». Три года крутил стекло руками, особенно доставляло удовольствие управлять пассажирским стеклом. И вот, с наступлением весенне-летнего сезона, наконец, решился и заказал электрические стеклоподъемники «ФОРВАРД» на сайте Стеклоподъем.РФ.

Доставка была очень быстрой, меньше недели.

Вот я забрал с нетерпением жданную посылку.

Установку начал с правой передней двери.

Неделю ранее я устанавливал центральный замок, а сняв обшивки, загорелся желанием их облагородить, что собственно и сделал (обшил тканью), а вырезать дырку под стеклоподъемник к радости не поспешил.

Началось с логического снятия обшивки и устранения старого тросового стеклоподъемника, открутив 3 гайки.

Далее прикручиваем переходную пластину к стеклоподъемнику. Пластина должна быть не ровно, а под наклоном вниз, чтобы стекло полностью опускалось в нижнем положении.

Стекло поднимаем вверх, чтобы не мешало.

Далее разметил на двери маркером место сверления отверстий, согласно паспорту.

Сначала, для удобства, просверлил сверлом диаметром 4 мм, а после — 8 мм, как написано в паспорте.

Прикручиваем стеклоподъемник к двери.

Опустил стекло вниз и вижу, что отверстия на ведущей пластине на стекле не совпадают с отверстиями на переходной пластине стеклоподъемника.

Для решения этой проблемы решил просверлить еще одно отверстие в переходной пластине стеклоподъемника.

Подключил проводку для пробного теста, но стекло не пошло вверх, т.к. его заклинивало спустя пару см после движения вверх. Погрешил на самодельно просверленное отверстие.

Далее открутил стеклоподъемник от ведущей пластины стекла и двери, вынул полностью стекло из двери, чтобы сдвинуть пластину стекла немного левее, чтобы все отверстия совпали.

Поставил стекло обратно в дверь, прикрутил стеклоподъемник к двери, переходную пластину к ведущей пластине стекла, но стекло опять не поднимается. Причина оказалась в том, что сама дверь кривая. Видимо была битая. После проб и выравнивания двери в местах крепления стеклоподъемника, относительно вперед назад, стекло поехало вверх.

Далее собираем переднюю левую дверь.

Прикручиваем переходную пластину к стеклоподъемнику. Пластина должна быть прикручена не ровно, под наклоном (левый тонкий край, где 2 отверстия должны быть немного ниже), как когда собирал переднюю правую дверь.

Просверливаем два отверстия в двери по той же схеме, прикручиваем стеклоподъемник к двери, переходную пластину к ведущей пластине стекла, которую я изначально тоже сдвинул, чтоб совпали отверстия (тоже снимал стекло и смещал пластину).

Подключил пробно проводку, и УРА — стекло поехало без проблем.

Про проводку, ничего сложного здесь не возникало:
«+» — розовый провод, подключил напрямую к аккумулятору;
«–» — черный провод, подключил к минусу, взятому у прикуривателя;
подсветка кнопок — желтый провод, подключил к проводу подсветки у прикуривателя.

Каждый разъем подключаем к разъемам стеклоподъемника.

С подключение кнопок тоже всё очень просто.

Думая куда приделать кнопки, родилась идея. Купил блок переключателей стеклоподъемников Lada Granta, который тоже есть на сайте Стеклоподъем.РФ, и вот что собственно получилось.

Спасибо, Александр Сергеевич, за подготовку такого замечательного отчета, и в благодарность, обещанный приз перечисляем на счет мобильного телефона.

Купить электростеклоподъемники «ФОРВАРД» для ВАЗ-2101, -2106 (в передние двери) Вы можете в нашем интернет-магазине

Стеклоподъемники на ваз 2106 — замена, установка, электростеклоподъемники (авто помощь)

  • Замена стеклоподъемника «шестерки»
  • Электрические подъемники окон «шестерки»
  • Технические параметры электростеклоподъемников

    Штатный стеклоподъемник передний ваз 2106 является элементом интерьера салона автомобиля и предназначен для доступа воздушных масс в салон и повышения комфорта в транспортном средстве при осуществлении поездок разной продолжительности. Инысм словам при открытых окнах в салон поступает свежий воздух.

    Устройство системы довольно простое: механизм стеклоподъемника ваз 2106 состоит из троса стеклоподъемника, движущего между жестко закрепленными роликами по строго определенному маршруту, управляющей ручки стеклоподъемников и системы трансляции подъема стекол.

    У автолюбителей, которые эксплуатируют «шестерку», иногда возникает вопрос о замене стеклоподъемника в случае дефекта его подъемного механизма. Рассмотрим, как установить стеклоподъемник на ваз 2106, чтобы не случались перекосы при перемещении троса с рамкой переднего стекла.

    Замена стеклоподъемника «шестерки»

    Как поставить стеклоподъемник на ваз 2106? Порядок замены изделия следующий:

    • Разбираем дверь, где необходима установка стеклоподъемника взамен неисправного изделия;
    • Демонтаж дефектного изделия начинаем со снятия крепежной планки стекла к тросе стеклоподъемника;
    • Отводим тросик в положение, не препятствующее работе;
    • Снимаем старый механизм стеклоподъемника ваз 2106;
    • Проверяем ролики на свободное вращение, в случае стопорения при вращении их необходимо смазать литолом.

    1. Запрещается демонтировать скобу, фиксирующую тросик в катушке в собранной кондиции, иначе, если при смотанном состоянии катушки трос сойдет с роликов, то подъемный механизм даст сбой и восстановить его в прежней кондиции довольно сложно.

    2. При размотке кабеля для инсталляционных работ задвижку трогать запрещено.

    • Прикрепляем на штатные подключение стеклоподъемники на ваз 2106 и пропускаем трос с роликов согласно схеме установки;
    • В районе корпусной части подъемного механизма трос должен пересекаться, то есть его участок, выходящий из нижней части барабана, направленный на ролик верхнего расположения, а с верхней части барабана на ролик донного расположения;
    • Производим натяжку троса на ролики, для чего ослабляем ролик снизу, подлежит регулированию, и натягиваем его по прилагаемой схеме:
    • Если размера троса будет не хватать, то нужно натянуть его на 2 ролика и освободить защелку — фиксатор и без провисания поставить его на роликовые элементы;
    • После установки стеклоподъемника натягиваем тросик без провисания, но и без особой натяжки. В случае, если фиксаторное устройство не снялись, то теперь его можно уволить.
    • При закреплении ручек стеклоподъемников ваз 2106 вращаем подъемный механизм стеклоподъемника, при этом вся система должна вращаться плавно, без толчков и заеданий. Теперь переводим стекло в нижнее положение, опускаем стеклоподъемники, прикрепляем тросик к планке.

    Процедуру снятия и монтажа стеклоподъемника на ваз 2106 на видео ролике можно посмотреть на нашем интернет — ресурсе.

    Электрические подъемники окон «шестерки»

    Вновь установлены электрические подъемники окон на ваз 2106 дают возможность исключить вращение ручек стеклоподъемников при необходимости открытия ветровых стекол салона спереди. Также это делает поездку комфортной, позволяет не отвлекаться от процесса управления транспортным средством.

    Появляется еще одно серьезное преимущество: при привлечении дополнительной электроцепи в схеме сигнализации устанавливается появляется способ эксплуатации автоматики при закрытии дверей транспортного средства.

    Многие автолюбители задаются вопросом, как поменять стеклоподъемник на ваз 2106 на аналогичный механизм, но с электрическим приводом. Объясняем, что ничего сложного в этой технологической операции нет, необходимо иметь элементарные навыки в слесарном деле и уметь пользоваться инструментом.

    Читайте также  Как разобрать приборную панель

    Схема стеклоподъемника на ваз 2106 электрического типа расположена здесь:

    Технические параметры электростеклоподъемников

    Обычно такие комплекты электрических стеклоподъемников имеют следующие эксплуатационные характеристики:

    • Напряжение с номиналом 12 В;
    • Период опускания (подъема) — 5 сек;
    • Прилагаемое усилие во время операции — 120 Н;
    • Ток потребления — не более 7,5 А;
    • Межремонтный ресурс эксплуатации — 30 000 циклов.

    Такие системы снабжены превентивной защиты от перегрева при экстремальных перегрузках более 1,5 секунды, то есть выключается электрический моторчик системы. Монтаж стеклоподъемника на ваз 2106 производится на место бывшего штатного изделия без дополнительных работ по интеграции данного устройства в систему электрооборудования транспортного средства.

    Такие стеклоподъемники ваз 2106, цена на которые определена, имеют гарантию при эксплуатации, как правило, эти условия распространяются на 12 месяцев со дня приобретения.

    Комплекты поставляются в следующем наборе:

    • Стеклоподъемники для 2 передних дверей,
    • Комплект электропроводки,
    • Выключатели с символами, снабжены подсветкой
    • Крепежные изделия,
    • Заглушка декоративного типа;
    • Описание по сборке механизма.

    Полезная информация? Сохраните у себя, чтобы не потерять

    ЭСП во все двери

    Недавно закончил установку электростеклоподъёмников.

    Для установки потребовалось:

    -ЭСП Форвард, комплект в передние двери 2104-05,07
    -ЭСП Форвард, комплект в передние двери 2101-03,06
    -Модуль управления стеклоподъемниками Saturn AU-94
    -блок кнопок ЭСП ВАЗ 2110 на 4 двери
    -пластиковые внутренние ручки дверей
    -7 трубок проводов двери
    -три 6-контактных разъёма
    -один 4-контактный разъём
    -один 8-контактный разъём
    -провод одинарный многожильный, около 80 метров (я брал по 10 метров разных цветов).
    Сечение не помню, примерно такое, как в большинстве проводов всей остальной проводки.
    -изолента

    Сначала всё просто — разбираем передние двери, сверлим отверстия и устанавливаем ЭСП по инструкции.
    У меня стёкла цельные, поэтому и секлоподъёмники были куплены для 2104-05,07, и координаты крепёжных отверстий в инструкции нарисованы для 2104-05,07 двери. Изначально думал поставить 2101 стеклоподъёмники, и к ним приделать крепления для 2105 стёкол, но как оказалось, расстояния до отверстий одинаковые у всех стеклоподъёмников, и отличие стеклоподъёмников только в том, что у 2105 крепление пластины и мотор развёрнуты в другую сторону. Поэтому, сверлим отверстия по 2101 схеме и ставим стеклоподъёмники от 2105.

    Дальше ставим ЭСП в задние двери.

    Если стёкла двигаются легко, то проблем с установкой возникнуть не должно — сначала вставляем стеклоподъёмник в дверь и прикручиваем его к стеклу, не затягивая болты. Чтобы он вошёл, надо немного разогнуть дверь снизу. Подключаем провода к подъёмнику и поднимаем стекло. Поворачиваем подъёмник параллельно направляющим рамкам стекла и отмечаем точку, где сверлить отверстие для крепления подъёмника. Сразу скажу, что отверстие оказывается точно на линии, где начинается выпуклая часть под верхнюю накладку, и её надо будет подрезать болгаркой, чтобы болт достал до подъёмника (на фотографиях ниже это видно).
    После этого прикручиваем болт и опускаем стекло в нижнее положение, выставляем подъёмник так, чтобы стекло стояло без перекоса, отмечаем и сверлим отверстие под нижнее крепление.

    У меня задние стёкла двигались и раньше не очень легко, а после сборки дверей с новыми уплотнителями задние стёкла поднимались с трудом, с нижнего положения вообще не могли сдвинуться. Оказалось, что виноват в этом перекоса стекла, из-за которого стекло углом упирается в уплотнитель и не едет вверх. Регулировка задней стойки стекла (которая между основным стеклом и уголком) ничего не меняла — я придвигал её, чтобы не было перекоса, но получалось только хуже. Остался только один выход — делать двойное крепление стекла, также как в передних дверях.

    Стеклоподъёмники в задних дверях стоят не параллельно стеклу.
    Если при почти закрытом стекле сделать крепление на одном уровне со стеклом,

    То при открытом стекле крепление достаточно далеко отходит от стекла:

    Параллельно их поставить невозможно — сверху в сторону салона их не вынести, также как и снизу не подвинуть на улицу — они итак упираются в наружные накладки дверей. Если с одиночным креплением перекос хоть как-то компенсируется поворотом крепёжной платины на направляющей и её небольшим изгибом, то с двойным пластину будет сильно изгибать, поэтому двойное крепление было сделано с шарнирами.
    Часть крепления с шарниром:

    Также стеклоподъёмники были перенесёны ближе к центру стекла.

    В результате всё это дело выглядит как-то так:

    Со стеклоподъёмниками разобрались, дальше врезаем кнопки в ручки.

    Мне не понравилась установка кнопок в нижнюю часть ручки, потому как чтобы нажать на кнопку, приходится или сильно вывернуть руку, или вообще нажимать на кнопку рукой, дальней от двери. Вариант установить кнопки на панели тоже не сильно радовал — задним пассажирам кнопки вообще некуда поставить, да и спереди это не удобно. Поэтому я решил ставить кнопки вверху ручек.

    На первый взгляд, в верх ручки кнопка никак не входит, потому что она сильно длинная. На самом деле, это не так — кнопка входит, не входит разъём. Поэтому отпиливаем его и укорачиваем контакты, так чтобы они торчали из кнопки на 2-3мм.

    Затем врезаем кнопки в верхнюю часть ручки, стараясь сделать так, чтобы края кнопки не оказались на закруглённых частях ручки. Для этого сверлим отверстия перьевым сверлом на 16 и вырезаем перегородку между отверстями острым ножом. Пластик очень мягкий, поэтому делать это всё надо как можно аккуратнее, чтобы из-за краёв кнопки не были видны щели. Также вырезаем внутренние перегородки, которые помешают кнопке зайти внутрь, и вырезаем отверстие во внутреннюю часть ручки, через которое будут проходить провода.
    Должно получиться что-то вроде этого:

    В водительскую ручку вместе с кнопкой врезается блок из 4 кнопок 2110. Зачем лишняя кнопка — читайте дальше.

    При врезке кнопок, верхние крепления ручек остаются держаться на одних рёбрах жёсткости. Держат они достаточно хорошо, и ручка не должна оторваться. У меня на одной из задних дверей верхний болт крепления ручки слегка задевал за крепление стекла внутри двери, я потянул за ручку в надежде немного отогнуть ухо крепления ручки, и в итоге оторвал её.

    Пришлось делать вставку для крепления. Сделал я её из какой-то шайбы для мягкой кровли. Это не важно, подойдёт любой кусок металла достаточной жёсткости. Вставку я сделал такую, чтобы она входила в ручку враспор, забил её молоточком и прикрутил снизу саморезом. Отдельно её не сфотографировал…

    После врезки кнопок припаиваем к ним провода, выводим их в нижнюю часть ручки под накладкой и прикручиваем к ним разъёмы, на водительскую ручку 8-ми, 4-контактный (с тремя проводами) и 2-контактный для стеклоподъёмника:

    Такие длинные провода, как у меня, делать не надо, достаточно будет проводов в 2 раза короче. Просто я изначально нарезал провода такой длины и не стал укорачивать.

    После этого проводим провода в двери и к ним прикручиваем разъёмы для подключения к ручкам:

    Читайте также  Замена двигателя рено кангу

    «Массу» я прикручивал саморезом прямо к дверям (кроме водительской), чтобы не тянуть лишний провод — контакт будет не очень хороший, но она всё равно используется только для подсветки кнопки.

    В водительскую дверь пришлось ставить целых 3 трубки для проводов, в переднюю пассажирскую — две. Всё из-за того, что там по 4 дополнительных провода на колонки и привод блокировки замка.

    Ржавый кусок металла, прикрученный саморезом — это нижнее крепление направляющей стекла, оно впоследствии было к ней приварено, но фотографий я не сделал.

    Переходим к схеме подключения.

    Вот стандартная схема с блоком на 4 кнопки:

    А вот моя схема:

    Как видно по схеме, все кнопки в водительской двери подключены параллельно друг другу, только выходы с 1 и 7 контакта с блока из 4-х кнопок идут каждый на свою дверь кроме левой передней, отдельная кнопка подключена на мотор ЭСП водительской двери. Также у меня плюсовые провода с пассажирских дверей выведены на отдельный выключатель на панели, чтобы можно было их отключить. Водительские кнопки и сам выключатель подключены через дополнительный предохранитель в стандартном блоке предохранителей. Выходы с левой передней кнопки идут на модуль управления стеклоподъёмниками:

    Принцип её работы такой:
    Нажатие кнопки «вверх» запускает модуль управления ЭСП, «вниз» — останавливает подъём стёкол.
    При нажатии «вверх» контакт 1 соединяется с контактом 2, тем самым поступает «+» на положительный вход управления модулем, модуль запускается и начинает по очереди закрывать окна, как при постановке машины на охрану. Модуль не будет работать, если подключить провод «+12 В при включенном зажигании», поэтому этот провод никуда не подключаем.
    При нажатии «вниз» контакт 3 размыкается с контактом 7, что отключает массу модуля, и подъём стёкол прекращается.

    Кстати, переименовал машину, т.к. она давно уже не турбо, и установка турбины пока не планируется.

    Легкость монтажа электростеклоподъемников на ВАЗ 2106

    Наличие электростеклоподъёмников в современных автомобилях не является роскошью. Это удобное приспособление, облегчающее процесс подъема-опускания стекол, просто должно быть в машине, в том числе и в авто ВАЗ 2106. Разберемся, как осуществляется установка стеклоподъемников, насколько сложна замена штатного механизма и как это сделать своими руками.

    Замена классического механизма

    Для ВАЗ 2106 механизмы для поднятия стекол бывают двух разновидностей:

    Виды Характеристики
    Тросовые. Состоят из электропривода с редуктором и катушкой с намотанным тросом. Верхний барабан соединен с классическим стеклоподъемником через шлицы, предназначен для приведения в действие троса.
    Реечные. Имеют иную конструкцию и работают по принципу рулевой рейки в авто. Такие устройства хороши для автомобильных стекол с тугим ходом, так как сам механизм имеет легкий ход.

    Классический механизм на ВАЗ 2106 представляет собой простое устройство для поднятия-опускания стекол, которое управляется при помощи ручки. Несмотря на его простоту, у автовладельцев «шестерки» возникают ситуации, когда требуется замена устройства. Учитывая возраст автомобиля, механизм может сломаться или работать со сбоями.

    Порядок ваших действий при проведении процедуры снятия неисправного изделия и установки нового, следующий.

    1. Демонтируйте дверь, где будет осуществляться замена стеклоподъемника.
    2. Отсоедините планку, при помощи которой стекло крепится к тросу подъемного механизма. Сам трос отодвиньте в сторону и снимите устройство.
    3. Проверьте, как легко вращаются ролики. Если требуется, смажьте их литолом.
    4. На штатные соединения прикрепите новый механизм, пропустив трос по роликам, как указано в схеме установки.
    5. Натяните трос на ролики без провисания и сильного натяжения.
    6. Закрепите ручки, вращая при этом подъемный механизм стеклоподъемника ВАЗ 2106. Вся конструкция должна осуществлять вращения мягко, без толчков.
    7. Зафиксируйте стекло в нижнем положении, опустите устройство, прикрепите трос к планке.

    Замена стеклоподъемного механизма «шестерки» делается достаточно просто и не требует больших затрат времени и средств.

    Последовательность действий при установке электростеклоподъёмника

    Для того чтобы осуществить тюнинг «шестерки» путем установки электрических подъемников стекол, не обязательно обращаться в автомастерскую. Это можно сделать самому. На современном рынке автомобильных деталей присутствует большой выбор комплектов электростеклоподъемников. Чтобы установить устройство самостоятельно, не требуется особых знаний и навыков. Обычно в комплект стеклоподъемников входят электропроводка, управляющие клавиши, крепежные детали.

    Установка механизма довольно проста и делается в такой последовательности.

    1. Демонтируйте дверь, установите электростеклоподъёмник. Для крепления к каркасу автомобильной двери используйте саморезы. Сделать это следует аккуратно, чтобы дверь в результате не деформировалась.
    2. Проверьте ход стекла на легкость скольжения. При необходимости отрегулируйте направляющие.
    3. Подключите электропроводку, сверяясь с электросхемой. Провода протяните под панелью.
    4. Соберите дверь, установив на место ручек заглушки.
    5. Смонтируйте управляющую клавишу в панель приборов.
    6. Подключите аккумулятор и проверьте работоспособность системы. На этом установка завершена.

    При проведении работ с электрооборудованием следует отключить массу на аккумуляторной батарее. Не забывайте, что цепи новых механизмов должны находиться под защитой предохранителей.

    Установка электростеклоподъемника на ВАЗ 2106

    В данной статье мы расскажем как своими руками установить электростеклоподъемники на автомобиль ВАЗ 2106. Если следовать инструкции — у Вас все получится.

    Для установки электростеклоподъёмников в двери ВАЗ 2106 необходимо выбрать те самые электростеклоподъёмники, они (для классики) бывают двух видов — тросовые и реечные.

    Тросовые электростеклоподъмники — мы и будем такие устанавливать изображены на фото ниже, представляют из себя электродвигатель с редуктором и катушкой, на которую намотан трос. Трос в свою очередь приводит в движение верхний барабан, который через шлицы соединяется со стандартным стеклоподъемником.

    Реечные стеклоподъёмники — совсем иной конструкции, действуют по принципу рулевой рейки в автомобиле. Обладают рядом преимуществ, основным из которых можно отметить легкость хода самого механизма и как следствие они более пригодны для работы с тугими стеклами.

    Установка электростеклоподъемников на ВАЗ 2106 своими руками

    Внимание!
    Не буду рассказывать вам скучную теорию о безопасности, но важно понимать, что перед проведением работ с электрикой необходимо отключить массу на аккумуляторе, что все цепи новых устройств должны быть защищены предохранителями и тп.

    Буду писать пошагово, постараюсь сделать такой себе мануал, важно сказать, что я устанавливал в экспериментную ВАЗ 2106 электростеклоподъёмники Spal Deluxe.

    Также я не описываю скучные пункты, типа разборки двери, кик-панели, снятия панели приборов. Начну с разобранных дверей, мы устанавливаем электростеклоподъёмник, закрепив его саморезами за каркас двери. Важно выбирать такое место и прикрутить кронштейны таким образом, чтобы они не мешали карте дверей, она не горбилась и не деформировалась.

    После того как я закрепил механизм, последовала проверка и настройка самого стекла, а в частности у меня проблемы возникли с тугим ходом стекла. Проблема в итоге была решена путем регулировки направляющих стекла и смазки уплотнителя стекла мылом.

    После механической установки, я проверял все используя зарядное устройство для аккумулятора. С его помощью было все проверено и настроено. Далее настало время электрической части, проводка имело вид клока проводов спутанных и разорванных. Я привел все в порядок и принял решение, что провода я проведу под панелью приборов, а не по полу.

    Читайте также  Как снять стартер на хендай элантра

    Сложности в подключении проводов непоредственно к механизму нет, как впрочем и к самой проводке. Может возникнуть вопрос, кудой протащить провода с двери под панель. Было просверлено три отверстия, а на провода одета гофра.

    Далее протаскиваем провода в салон и одеваем гофру.

    Далее дверь можно собирать, не забываем на место ручки стеклоподъёмника устанавливаем заглушку, для этого необходимо будет аккуратно прорезать карту и вставить заглушку. Тем временем я установил кнопку электростеклоподъёмника вместо заглушки в панели приборов, рядом с включением габаритов. установил точнее непосредственно в заглушку, перед этим прорезав в ней необходимое отверстие.

    Что касается подключения самого электростеклоподъёмника, то его я подключил непосредственно к замку зажигания, так как предохранитель имеется на входе питания подъемника. Минус был прикреплен под гайку крепления панели приборов.

    Установка электростеклоподъемника на ВАЗ 2106 своими руками успешно завершена, аналогично произведите установку на остальных дверях автомобиля. Если у Вас есть немножко времени, советую прочить статью про установку ГБО на ВАЗ 2106.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: