Руководство по ремонту ваз 2109 - MIRAVTOVAZA.RU

Руководство по ремонту ваз 2109

ВАЗ-2108, 2109, 21099. Иллюстрированное руководство по ремонту и эксплуатации

cкачать в формате PDF

Автомануал по ремонту ВАЗ 2108 — 2109 в электронном виде. Руководство будет всегда под рукой во время обслуживания и ремонта автомобиля, для этого его достаточно бесплатно скачать на планшет или телефон в формате rar.

Перед использованием автомануала проверьте соответствие года выпуска и двигателя автомобиля.

Язык: Русский

Формат: rar

Размер файла: 79,7 Mb

электронная книга в формате rar

  • Предупреждение
  • Загрузка

Помните, что в комплектацию Вашего автомобиля могут входить не все описанные в руководстве функции. В руководстве по ремонту возможны расхождения с описанием Вашего конкретного автомобиля, а также вы можете встретить описание таких вариантов исполнения и такого оборудования, которые отсутствуют на вашем автомобиле.

Чтобы скачать книгу по ремонту ВАЗ 2108 — 2109, вам необходимо перейти по ссылке Скачать , подтвердить ознакомление с условиями использования и загрузить файл на ваше устройство. Мы не ограничиваем скорость загрузки. Если у вас возникнут трудности — воспользуйтесь формой обратной связи. Мы постараемся решить проблему и ответить вам как можно быстрее.

Что вы найдете в книге по ремонту ВАЗ 2108 — 2109?

Подробную информацию об устройстве автомобиля.

Алгоритм определения неисправностей, систему ежедневных и периодических проверок, справочную информацию по самодиагностике ВАЗ 2108 — 2109.

Инструкцию по своевременному обслуживанию автомобиля.

Пошаговое руководство по самостоятельному ремонту ВАЗ 2108 — 2109.

Описание книги

Книга по ремонту ВАЗ 2108 — 2109

Эксплуатация любого автомобиля ВАЗ 2108 — 2109 невозможна без знаний его устройства, особенностей обслуживания и ремонта. Не имеет значения, кем будут производиться необходимые работы, — каждый водитель просто обязан знать элементарные процедуры ухода и устранения неполадок.

Книга по ремонту ВАЗ 2108 — 2109 содержит в себе все необходимые сведения, которые помогут владельцу разобраться в устройстве автомобиля, научат грамотному уходу за автомобилем, своевременному техническому обслуживанию и правильному ремонту.

Руководство по ремонту ВАЗ 2108 — 2109 разделено на главы:
Устройство автомобиля (описываются общие сведения и паспортные данные автомобиля);
Инструкция по эксплуатации (подготовка к выезду, рекомендации по безопасности движения);
Неисправности в пути (советы, которые помогут Вам в случае неожиданной поломки в дороге);
Техническое обслуживание (подробные рекомендации по проведению всех процедур обслуживания);
Инструкции по ремонту (двигатель, трансмиссия, ходовая часть, рулевое управление, тормозная система, а также включены сборочно-разборочные работы, необходимые в процессе ремонта ВАЗ 2108 — 2109);
Электрооборудование (подробный мануал по диагностике и устранению неисправностей, отдельно описаны основные блоки и даны подробные электрические схемы ВАЗ 2108 — 2109).

Любая из процедур ремонта ВАЗ 2108 — 2109 приведена по принципу от простого к сложному: от простейших операций по обслуживанию, регулировке, замене деталей, до глобального ремонта со сборочно-разборочными работами.

Все материалы книги основаны на конкретном опыте, полученном в процессе полной разборки и сборки ВАЗ 2108 — 2109 высококвалифицированными автомеханиками.

Книга «ВАЗ-2108, 2109, 21099. Иллюстрированное руководство по ремонту и эксплуатации» необходима, чтобы диагностика и ремонт ВАЗ 2108 — 2109 могли быть сделаны профессионально и быстро даже владельцем автомобиля, который ещё имеет мало практического опыта.

Бесплатно скачать руководство по ремонту ВАЗ 2108 — 2109 Вы можете в формате rar. Его достаточно закачать в свой телефон либо планшет и в любой ситуации на дороге Вы сможете им воспользоваться.

Ваз 2109: ремонт и эксплуатация своими силами

Ваз 2109 ремонт и эксплуатация

Любимое многими нашими гражданами транспортное средство, популярное еще со времен 90-ых годов прошлого века, легендарная «девятка», имеет массу преимуществ и достоинств. На ваз 2109 ремонт и эксплуатация проводится легко и просто.
Эта машина относится к классу переднеприводных автомобилей отечественного производства.Наверное, и поэтому на ваз 2109 эксплуатация и ремонт настолько просты в условиях наших дорог.
Ведь, по сути, данный автомобиль предназначен для передвижения по не слишком ровным дорожным покрытиям. Это, конечно же, не вездеход, но не раз машина этой модели Ваз достойно выходила из трудных и сложных ситуаций.
Данная статья написана в целях ознакомления читателя с темой грамотной эксплуатации этого транспортного средства. А, как известно, можно избежать частого ремонта, если следовать инструкции по грамотной эксплуатации автомобиля.

Основные советы, прописанные в инструкции

Ваз 2109 руководство по эксплуатации и ремонту и техническому осмотру

Начнем с основных и главных советов:

  • Ремонт и эксплуатация ваз 2109 нужно проводить обязательно на СТО. При этом нужно обязательно иметь с собой сервисную книжку, где следует отмечать в талонах, что был проведен ремонт (это поможет не лишиться гарантии на автомобиль);
  • Перед дорогой рекомендуется хорошенько прогреть двигатель на холостом ходу. Это поможет значительно увеличить срок службы силового агрегата при повышенных оборотах.
  • Перед запуском двигателя рычаг переключения коробки передач обязательно должен находиться в положении нейтральном;
  • Нельзя ни в коем случае превышать грузоподъемность автомобиля, так как это приводит не только и износу шин, но и значительно портит подвеску машины (значения грузоподъемности бывают указаны в технической характеристике ваз 2109);
  • Периодически (из недели в неделю) следует осуществлять проверку давления воздуха в шинах автомобильного средства, так как пониженное давления приводит к быстрому износу протектора и значительно ухудшает безопасность (снижается преимущественно управление транспортным средством);
  • Заливать в бак нужно всегда те виды и марки топлива, которые рекомендованы производителем ваз 2109.

Вышеперечисленные правила – это основные составляющие грамотной профилактики автомобиля. Но редко удается избежать ремонта и в течение определенного времени, по мере износа деталей и различных узлов автомобиля, приходится это делать.
Ниже рассмотрим основные виды ремонта автомобиля ваз 2109.

Прокачка воздуха из системы охлаждения ваз

Ваз 2109 руководство по ремонту и эксплуатации

Распознать эту самую воздушную пробку в системе охлаждения бывает ой как непросто. Но, все же, основные признаки существуют.
Это характерный звук, напоминающий собой бульканье. Кроме того, об этом может свидетельствовать указатель температуры ОЖ, который, если приближается к красной зоне, то явно указывает на наличие неисправностей в системе.
Данную воздушную пробку необходимо бывает срочно удалить, так как она вызывает коррозию.
Приступим, прежде вооружившись необходимыми инструментами и новой ОЖ тосол:

  • останавливаем двигатель ваз 2109;
  • ждем, пока мотор остынет.

Примечание. Случается и так, что перегретый двигатель сразу не останавливается. В этом случае рекомендуется останавливать его принудительно.
Дело в том, что мотор продолжает работать на псевдоканальном зажигании. Принудительно останавливают двигатель так: плавно выжимаем педаль газа до самого пола, а затем глушим.

  • снимаем крышку с расширительного бачка;
  • резко нажимаем на верхний и нижний шланги, пробуя «выгнать» воздух из системы;
  • если это не поможет, то пытаемся избавиться от воздуха в системе, запустив двигатель и оставив работу в режиме «холостой ход»;
  • после удаления воздуха из системы, заливаем ОЖ до требуемого уровня.

Ваз 2109 руководство по эксплуатации и ремонту

Примечание. Залив тосол, нужно плотно закрепить крышку, таким образом, устранив возможность проникновения воздуха через слабую пробку, расширенную от перегрева.

Следует быть предельно внимательным, работая с охлаждающей жидкостью, ведь она обладает высокой токсичностью и способна нанести вред организму человека.

Совет. После того, как система заполнится полностью ОЖ, следует прожать шланги радиатора. Такой способ помогает лучше заполнить систему жидкостью, не оставляя свободных мест для проникновения воздуха.

Кроме проверки состояния системы охлаждения ваз 2109, частой и обязательной процедурой технического обслуживания. Передняя подвеска автомобиля – это то, что нужно проверить в обязательном порядке, так как автомобиль Ваз 2109 переднеприводный.
Итак:

  • Передние и задние стойки гидравлического характера является одной из важных составляющих, которую следует учитывать при осмотре и ремонте передней подвески. В этот узел автомобиля входит определенная группа деталей, способная выполнять функцию устройства подвески направляющего характера и остальные детали, как правило, выполняющие функции гасящего элемента.
  • К первой группе, выполняющей функции направляющего характера относятся детали крепления стойки к кузову, в том числе и корпус. А ко второй группе – гидравлический амортизатор, полностью вмонтированный в стойку.

В инструкции ваз 2109 черным по белому написано, что ремонт передней подвески можно избежать, если проводить частый профилактический осмотр. Сюда входит визуальный осмотр на наличие трещин и следов дорожных происшествий, наличие деформаций разного рода и многое другое.
Рекомендуется проверять на автомобиле состояние резиновых подушек, сайлентблоков, шарниров шаровых и, конечно же, осадку телескопических стоек.

Ремонт подвески ваз 2109

Коробка передач

Коробка передач ваз 2109

Огромным нагрузкам подвергается и другая, не менее важная часть ваз 2109. Речь идет о коробке передач.
Она также требует профилактического осмотра, проведенного самостоятельно, во избежание ремонта этого сложного узла автомобиля. Со временем, если не делать этого, а также не следить за КПП и не заливать туда свежее масло, выходит из строя одна из передач или же она отключается самостоятельно, без причин.
На ваз 2109, ремонт и эксплуатация которого зависит в большей мере от затрат сил и времени владельцем транспортного средства, КПП подразумевает следующий поэтапный процесс работ:

  • сливается старое масло из коробки;
  • после этого снимается тяга привода, отвечающая за переключение передач;
  • затем демонтируется трос сцепления;
  • демонтируется также стартер (после обесточивания аккумуляторной батареи);
Читайте также  Замена сальника переднего моста нива шевроле

Ремонт КПП ваз 2109

  • после этого демонтируются шаровые опоры поворотных кулаков;
  • внутренние валы извлекаются из коробки, а на их место вдеваются заранее приготовленные болванки.

Примечание. Такая замена бывает необходима для предотвращения смещения полуосевых шестеренок.

  • после этого под двигатель устанавливаются специальные опоры и снимаются его подушки;
  • демонтируется узел крепления КПП к двигателю;
  • коробка извлекается из автомобиля;
  • снимаем узел крепления троса сцепления, а также картерной крышки;
  • находим вилку переключения 5-ой передачи и вытаскиваем механизм ее включения;
  • демонтируем муфту синхронизатора вместе со ступицей;
  • демонтируем также кольцо синхронизатора и упорную пластину;
  • снимаем игольчатый подшипник, а также фиксаторы, которые относятся к ведущей шестерне передач;
  • после отсоединения пятой передачи, извлекаем аналогичным образом все остальные;
  • после этого вынимаем штоки вилок и валы каждой из передач;
  • демонтируем дифференциал, а также устройство выбора передачи.

После разбора коробки передач, что будет легче провести, если посмотреть данное видео, нужно все детали тщательно осмотреть. Особого внимания заслуживают подшипники, износ которых приводит к возникновению не только гула в КПП, но и износа всех остальных деталей коробки.

Не забывайте проводить замену масла в КПП.

Система сцепления (схема)

Если данная система имеет сломанные детали, то переключать передачи также будет крайне сложно.Кроме этого, в процессе разбора и сбора коробки передач рекомендуется заменить все сальники, так как сборка и разбор увеличивают люфт в соединениях.
Своими руками можно будет проверить и остальные важные узлы/детали Ваз 2109. Главное – делать то, что говорит инструкция.
Таким образом, можно будет неплохо сэкономить, ведь цена на услуги, связанные с техническим осмотром автомобиля и различные профилактические работы сегодня дорогое удовольствие, которое может позволить себе не каждый россиянин.

Руководство по ремонту ВАЗ-2108, 2109, 21099 — излагаем в общих чертах

Навигация
Личные инструменты
Инструменты
Пространства имён
Варианты
Просмотры
Действия

Материал из Энциклопедия журнала «За рулем»

Перейти к: навигация, поиск

За > Ремонт и обслуживание > Ремонт ВАЗ-2108-21099

Участвовать в обсуждениях могут только зарегистрированные пользователи.

Ремонт и эксплуатация автомобиля ВАЗ-2108

Мультимедийное руководство по эксплуатации и ремонту ВАЗ-2108.

Автор:
Издательство:
Год издания:
Страниц:
Формат:
Размер: 136,1 Mb

Автомобиль ВАЗ-2108 Спутник. Устройство и ремонт

Руководство по ремонту ВАЗ-2108.

Автор: коллектив авторов
Издательство: Транспорт
Год издания: 1987
Страниц: 221
Формат: DjVu
Размер: 4,8 Mb

Переднеприводные автомобили ВАЗ

Руководство с описание конструкции и рекомендациями по техническому обслуживанию автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и их модификаций.

Автор: коллектив авторов
Издательство: ДОСААФ СССР
Год издания: 1989
Страниц: 337
Формат: DjVu
Размер: 3,9 Mb

Руководство по ремонту ВАЗ-2108/2109

Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и их модификаций.

Автор: коллектив авторов
Издательство: Третий Рим
Год издания: 1999
Страниц: 171
Формат: DjVu
Размер: 17,3 Mb

ВАЗ 21099 — Руководство по ремонту и эксплуатации

Видео ВАЗ (Samara) -2108, -2109, -21099 замена радиатора печки и обслуживание своими силами


ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-21099 общая информация

Автомобиль малого класса ВАЗ-2108 «Спутник» (экспортный вариант «Лада-Самара») с трехдверным кузовом типа комби/хэтчбек (по международной классификации класс С) оснащают двигателем модели 2108 рабочим объемом 1,3 л, мощностью 64 л.с., расположенным поперек моторного отсека. Производство ВАЗ-2108 началось в 1984 году, он стал первым переднеприводным автомобилем Волжского автозавода. В свое время модель считалась самым безопасным отечественным автомобилем. Острое и чуткое рулевое управление (доводкой шасси занималась фирма Porsche), отличная устойчивость на крутых и скользких виражах, огромны е резервы для тюнинговой доводки делают ВАЗ-2108 в руках опытного водителя настоящим спортивным автомобилем. В 1988 году появилась модификация ВАЗ-21083 с более мощным 1,5-литровым 79-сильным двигателем 21083 и пятиступенчатой коробкой передач, которая со временем стала основной для модели. На экспорт предназначена модификация ВАЗ-21081 с 1,1-литровым двигателем 21081 мощностью 54 л.с.
С 1997 года начато производство модификации ВАЗ-21083-20 1,5i с двигателем, оснащенным систем ой распределенного впрыска топлива, что улучшает экономичность, тяговые и экологические параметры автомобиля. Особенности устройства автомобиля с системой впрыска топлива рассмотрены в разд. 11. Автомобиль малого класса ВАЗ-2109, имеющий то же название, что и ВАЗ-2108, с пятидверным кузовом типа комби/хэтчбек (по международной классификации класс С) оснащают двигателем 21083 рабочим объемом 1,5 л, мощностью 79 л.с., расположенным поперек моторного отсека.
Производство ВАЗ-2109 началось в 1988 году, он является дальнейшей модернизацией автомобиля ВАЗ-2108 и отличается от последнего наличием двух задних дверей. Наличие багажника и возможности его увеличения за счет складывания заднего ряда сидений делают «девятку» семейным автомобилем. Реже встречаются автомобили (в основном первых выпусков), оснащенные двигателем 2108 рабочим объемом 1,3 л, мощностью 64 л.с. Существенным недостатком двигателя является то, что обрыв ремня привода механизма газораспределения приводит к серьезному повреждению двигателя и дорогостоящему ремонту. На экспорт предназначена также модификация ВАЗ-2109 1.1 с 1,1-литровым двигателем 21081 мощностью 54 л.с. С 1997 года начато производство модификации 2109-20 с двигателем, оснащенным системой распределенного впрыска, что улучшает экономичность, тяговые и экологические показатели автомобиля. Особенности устройства автомобиля с системой впрыска топлива рассмотрены в разд. 11.
В 1988 году начато производство модели ВАЗ-21099 с четырех дверным кузовом типа седан, представляющей собой дальнейшую модернизацию модели ВАЗ-2109 и оснащенной двигателями рабочим объемом 1,5 л с карбюратором или системой распределенного впрыска (мод. 21099-21 с 1997 года). Анатомические передние сиденья оснащены подголовниками и механизмом продольного перемещения, обеспечивающим, как и широкие боковые двери, достаточно удобную посадку на задний ряд сидений, который, в свою очередь, можно сложить, и тогда вместимость багажника увеличится с 330 до 940 л, что позволяет перевозить громоздкие вещи.
Привод на передние колеса помимо упрощения трансмиссии и повышения экономичности значительно улучшает управляемость и устойчивость автомобиля при высоких скоростях и на скользкой дороге. Тем не менее при движении с тяжело нагруженным верхним багажником или прицепом значительно меняется распределение масс по осям и соответственно ухудшается управляемость. В таких случаях следует быть особенно осторожными не совершать резких маневров на дороге при обгоне и в повороте. В настоящее время переднеприводные модели Волжского автозавода хорошо изучены в эксплуатации, запчасти для них доступны везде на территории страны, поэтому техническое обслуживание и ремонт не доставляют больших хлопот и относительно недороги.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
На автомобили могут быть установлены четырехцилиндровые четырехтактные карбюраторные двигатели семейства 2108 различного объема цилиндров и двигатель 2111-80, оснащенный системой впрыска топлива, с рядным расположением цилиндров и с распределительным валом, размещенным в головке блока цилиндров. Все двигатели разработаны на базе двигателя 2108, специально спроектированного для поперечного расположения на переднеприводном автомобиле. Поэтому его компоновка и основные размеры выбраны такими, чтобы он вместе с коробкой передач мог разместиться поперечно между брызговикам и передних колес.
Три унифицированных двигателя рабочим объемом 1100, 1300 и 1500 см³ созданы сочетанием трех различающихся по высоте и диаметру цилиндров блоков, двух головок блока цилиндров с различным и по диаметру впускными каналам и, а также двух поршней, отличающихся по диаметру (76 и 82 мм), и двух коленчатых валов, радиусы кривошипов которых соответствуют ходам поршня 60,6 и 71 мм. Блок цилиндров отлит из специального высокопрочного чугуна, что придает конструкции двигателя жесткость и прочность.
Протоки для охлаждающей жидкости, образующие рубашку охлаждения, сделаны по всей высоте блока, это улучшает охлаждение поршней и уменьшает деформации блока от неравномерного перегрева. Рубашка охлаждения открыта в верхней части в сторону головки блока. В нижней части блока цилиндров расположено пять опор коренных подшипников коленчатого вала, крышки которых прикреплены болтами. В опорах установлены тонкостенные сталеалюминиевые вкладыши, выполняющие функцию подшипников коленчатого вала. В средней опоре имеются проточки, в которые вставлены упорные полукольца, удерживающие коленчатый вал от осевых перемещений.
Коленчатый вал отлит из специального высокопрочного чугуна. Коренные и шатунные шейки вала прошлифованы. Для смазки шатунных вкладышей в коленчатом валу просверлены масляные каналы, закрытые заглушками. Для уменьшения вибраций предназначены восемь противовесов, которые расположены на коленчатом валу. На переднем конце коленчатого вала установлен масляный насос, зубчатый шкив ремня привода распределительного вала и шкив привода генератора или демпфер (у двигателя мод. 2111-80). На заднем конце коленчатого вала установлен маховик, отлитый из чугуна. На маховик напрессован стальной зубчатый обод. Шатуны стальные кованые с крышками на нижних головках. В нижней головке шатуна установлены тонкостенные вкладыш и, в верхнюю головку запрессована сталь-бронзовая втулка. Поршни отлиты из алюминиевого сплава. На каждом из них установлены три кольца: два верхних — компрессионные и нижнее — маслосъемное. На днищах поршней выполнены углубления под камеру сгорания.

Читайте также  Где находится топливный фильтр хендай солярис

Масляный картер стальной, штампованный, прикреплен к блоку цилиндров снизу болтами. Сверху на блок цилиндров установлена головка блока, отлитая из алюминиевого сплава. В нижней части головки отлиты каналы, по которым циркулирует жидкость, охлаждающая камеры сгорания. В верхней части головки установлен распределительный вал. Он вращается в опорах, в верхней части головки блока и двух корпусах подшипников, закрепленных гайками на шпильках, ввернутых в головку блока. Распределительный вал отлит из чугуна. Для уменьшения износа рабочие поверхности кулачков, поверхности под сальник и эксцентрика привода топливного насоса термо обрабатывают — отбеливают. Кулачки распределительного вала через толкатели приводят в действие клапаны. В верхней части толкателей установлены стальные регулировочные шайбы, подбором которых регулируют зазоры в приводе клапанов.
Двигатели имеют по два клапана на цилиндр: один впускной и один выпускной. На каждом клапане установлены две пружины. Направляющие втулки и седла клапанов запрессованы в головку блока. Направляющие втулки, кроме того, имеют стопорные кольца, удерживающие их от выпадания. На направляющих втулках установлены маслосъемные колпачки, уменьшающие попадание масла в цилиндры. Распределительный вал приводится в действие резиновым зубчатым ремнем от коленчатого вала.

Система смазки комбинированная: разбрызгиванием и под давлением. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники и опоры распределительных валов. Система состоит из масляного картера, шестеренчатого масляного насоса с маслоприемником, полнопоточного масляного фильтра, датчика давления масла и масляных каналов. Система охлаждения двигателя состоит из рубашки охлаждения, радиатора с электровентилятором, центробежного водяного насоса, термостата и шлангов. Система питания состоит из воздушного фильтра, топливного бака, топливного насоса, топливопроводов и карбюратора. Топливный насос установлен на головке блока и приводится в действие от эксцентрика на распределительном валу через толкатель. Система зажигания бесконтактная с распределителем зажигания, установленным на головке блока и приводимым в действие от распределительного вала.

Руководство по ремонту ВАЗ 2108 / ВАЗ 2109 / ВАЗ 21099

Действия в чрезвычайных ситуациях
Ежедневные проверки и определение неисправностей
Инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию
Предостережения и правила техники безопасности при выполнении работ на автомобиле
Основные инструменты, измерительные приборы и методы работы с ними
Двигатель и его системы
Трансмиссия
Ходовая часть
Рулевое управление
Тормозная система
Кузов
Электрооборудование автомобиля
Электроcхемы
Коды неисправностей
Толковый словарь
Аббревиатуры

– Пошаговое руководство по ремонту различных узлов и агрегатов автомобиля
– Инструкцию по самостоятельному обслуживанию и уходу
– Ценную информацию о конструкции автомобиля и о том, как предупредить неисправность
– Каталог расходных материалов для проведения ТО
– Уверенность и знания для поездки на СТО, в случае если собственноручный ремонт невозможен

ВАЗ-2108 – легковой автомобиль малого класса с приводом на передние колеса и поперечным расположением двигателя. Выпускается Волжским автомобильным заводом.

Автомобиль впервые появился в 1984 году. На внутреннем рынке машина имела название – «Спутник», но, так как название не прижилось, то, в конце концов, утвердилось экспортное – «Самара». Модель ВАЗ-2108 Спутник/Lada Samara положила начало массовому выпуску в стране переднеприводных легковых автомобилей. Машина получилась более надежной в управлении, безопасной и экономичной по сравнению с классическими «Жигулями».
Новинка была создана с соблюдением всех канонов того периода, поэтому имела переднеприводную компоновку, кузов хэтчбек, поперечно расположенный двигатель, бесконтактную систему зажигания, переднюю подвеску типа McPherson, реечное рулевое управление, тросовый привод сцепления, пластиковый энергопоглощающий бампер.

Также стоит добавить, что доводку ходовой части автомобиля производили инженеры из всем известной фирмы Porsche.
Первоначально машина оснащалась рядным 4-х цилиндровым 1.3-литровым 65-сильным бензиновым двигателем (ВАЗ-2108) в сборе с четырехступенчатой коробкой передач. Модификация ВАЗ-21083, выпускаемая с 1987 года, оснащается карбюраторным двигателем рабочим объемом 1.5л, ВАЗ-21083i – двигателем с распределенным впрыском топлива, рабочим объемом 1.5 л. Несколько позже, для экспорта началось производство модификации ВАЗ-21081 с рядным 4-х цилиндровым бензиновым 1.1-литровым 53-сильным двигателем. В 1996 году выпуск этой модификации завершили.

В 1990 году был проведен рестайлинг передней части, в результате которого «восьмерка» приобрела иную форму крыльев и избавилась от пресловутого «клюва».

Существует еще ряд моделей, которые по своим характеристикам не отличаются от базовых моделей, но из-за разницы в расположении узлов и агрегатов получили собственные индексы. Экспортные варианты, выпускаемые для Великобритании – ВАЗ-21086, ВАЗ-21087, ВАЗ-21088. Это аналоги, соответственно, моделей ВАЗ-2108, ВАЗ-21081, ВАЗ-21083, но с правосторонним расположением рулевой колонки. Соответственно было изменено расположение педалей управления и вакуумного усилителя тормозов. Изменен алгоритм движения стеклоочистителей ветрового стекла. Они движутся слева направо, что обусловлено «зеркальным» механизмом привода стеклоочистителей.

Можно выбрать варианты с различными панелями приборов («высокая» или «низкая»), системой впрыска топлива и различным дополнительным оборудованием.

С 2001 г. была принята новая программа комплектации моделей: варианты исполнения для автомобилей с карбюраторным двигателем: «стандарт» (ВАЗ-21083-00), «норма» (ВАЗ-21083-01) и «люкс» (ВАЗ-21083-02).

Автомобиль ВАЗ-2109 является логичным продолжением развития линейки переднеприводных хэтчбеков. Начало продаж машины началось в 1987 году.

Следующую и более удачную модификацию «девятки» – ВАЗ-21093 выпустили в 1990-м году. Новое решение передка с коротким крылом и отдельным сегментом передней части и радиатора было выполнено в связи с унификацией с седаном ВАЗ-21099, на котором устанавливали «длинные» крылья. Салон идентичен другим моделям «Спутника».

С начала 90-х автомобили комплектации «Люкс» оснащают иной, более современной панелью приборов с тахометром и маршрутным компьютером. Применяемая гамма двигателей пополнилась мотором с системой распределенного впрыска топлива, обеспечивающим повышение динамических свойств и улучшения топливной экономичности. Дополнительные удобства создают осуществляемые с места водителя электроблокировка дверей и электроуправление стеклоподъемниками. Бортовая система контроля напоминает о непристегнутых ремнях безопасности, неполном закрытии дверей, оставленном ключе зажигания и работоспособности отдельных узлов.

Базовый ВАЗ-2109 оснащался поперечно расположенным четырехцилиндровым карбюраторным 1.3-литровым двигателем мощностью 65 л.с., с которым полностью загруженный автомобиль (полезная нагрузка 425 кг) разгонялся до 100 км/ч за 18 с и достигал максимальной скорости 156 км/ч. Его выпуск прекратился в 1997 году в связи с прекращением производства недостаточно мощных двигателей ВАЗ-2108. Более стильную модель ВАЗ-21093 оснащают 72-сильным 1.5-литровым двигателем ВАЗ-21083, у которого, при сохранении скоростных и экономических параметров, лучший результат по динамике разгона с места до ста километров в час. Также выпускается ВАЗ-21093i с 1.5-литровым двигателем с распределенным впрыском топлива. До определенного момента времени выпускалась модификация с двигателем рабочим объемом 1.1 л (ВАЗ-21091).

Существует небольшое количество модификаций автомобиля, оснащенных четырехступенчатой коробкой передач. Но основная масса автомобилей на рынке укомплектованы пятиступенчатой механической КП, которую в дальнейшем стали устанавливать на все модели семейства «Самара».
Четкий, с хорошей обратной связью рулевой механизм достаточно надежен. Ходовая часть автомобилей данного семейства унифицирована и не имеет каких-либо отличий.

Салон автомобиля строго практичен. В первом варианте – лаконичная «низкая» приборная панель, которая тем не менее достаточно удобна. Передние кресла оборудованы подголовниками, для них верхние точки крепления ремней безопасности регулируются по высоте. Во втором варианте – более информативная «высокая» приборная панель обеспечивает четкий контроль за состоянием бортовых систем автомобиля. При сложенном заднем сиденьи машина трансформируется в грузопассажирский вариант, подобный «универсалу».
vaz 2109 багажное отделение

В 1995-м передняя часть вновь прошла рестайлинг: решетка радиатора перестала оплавляться. Последнюю косметическую модернизацию провели в середине 1997 года. В остальном, комплектация фактически не менялась.

Так как успешно продаются реэкспортные хэтчбеки семейства ВАЗ-2109, на рынке могут встречаться модели различных исполнений (L, GL и т.п.) и уровней комплектации.

В модельном ряду представлены модификации ВАЗ- 21093 как с карбюратором, так и с двигателями с распределенным впрыском топлива. Предусмотрены следующие варианты исполнения: для автомобилей с карбюраторными двигателями – «стандарт» (ВАЗ-21093-00), «норма» (ВАЗ- 21093-01) и «люкс» (ВАЗ-21093-02), для автомобилей с двигателями с распределенным впрыском топлива – «стандарт» (ВАЗ-21093-20), «норма» (ВАЗ-21093-21) и «люкс» (ВАЗ-21093-22).

Модель ВАЗ 21099 выпускается с 1990 года. Данный автомобиль, в сущности, является четырехдверным вариантом хэтчбека ВАЗ 2109. Завершающая модель семейства «самар» отличалась от своих старших сестер габаритной длиной, которая, за счет увеличения заднего свеса, увеличилась на 200 мм по сравнению с другими автомобилями. У этой машины оригинальная облицовка радиатора, капот и передние крылья выполнены без пластиковой «маски», а салон отличается «высокой» панелью с тахометром в комбинации приборов. К достоинствам и преимуществам автомобилей ВАЗ-21099, как и всех моделей семейства «Самара» можно отнести высокие скоростные характеристики, хорошую управляемость и устойчивость на различных дорожных покрытиях. Дополнительные преимущества дает 3-х объемный кузов с просторным багажником.

Читайте также  Не работают дворники ниссан кашкай

На машину устанавливаются такие же двигатели, как и на хэтчбек – бензиновый объемом 1.5 литра (ВАЗ 21099) и экономичный 1.5 литровый с распределенным впрыском топлива. Оба двигателя агрегатируются с 5-ти ступенчатой механической коробкой передач. Кроме того, всё еще большой популярностью, в силу распространенности, на ВАЗ- 2108 и ВАЗ-2109 пользуется 1.3-литровый 64-сильный карбюраторный двигатель. Изд-во «Monolith»
Оснащение панели включает в себя оригинальную комбинацию приборов, переключатели с подсветкой, обеспечивающие электроуправление стеклоподъемниками и блокировкой дверей. Бортовая система контроля оповещает водителя о работоспособности отдельных узлов автомобиля. В комплекте с новой панелью применяется рулевая колонка с регулируемым углом наклона. Более удобную посадку водителя и пассажиров обеспечит использование нового материала набивок сидений и регулировка точек крепления ремней безопасности по высоте.

С 2001 года ВАЗ 21099 собирается в Украине. Автомобиль может комплектоваться двигателем объемом 1.6 л с распределенным впрыском топлива.
Отличительной чертой экстерьера автомобилей украинской сборки являются прозрачные рассеиватели указателей и повторителей поворотов, а интерьера – новая приборная панель.

ВАЗ 2109: советы экспертов по эксплуатации и ремонту

Чтобы можно было самостоятельно обслуживать автомобиль, было создано руководство по ремонту и эксплуатации ВАЗ 2109. Автомобиль входит в группу переднеприводных, выпускаемых отечественным автопромом. Поэтому в случае необходимости ремонт и эксплуатация ВАЗ 2109 не вызывают особых сложностей.

В основном автомобиль разрабатывался специально для передвижения по нашему бездорожью. Конечно, это не вездеход, однако проходимость машины очень велика. «Девятка» не раз доказывала это в труднейших ситуациях.

Инструкция по эксплуатации «девятки»

Для того чтобы автомобиль был всегда на ходу, необходимо тщательно изучить советы профессионалов.

  1. Обслуживать машину можно, только прочитав руководство по эксплуатации. В большинстве случаев лучше, если сервисные услуги выполняются на станции технического обслуживания.
  2. Необходимо всегда делать отметки в сервисной книге о проведенных работах. Так в случае необходимости всегда можно воспользоваться гарантией на автомобиль.
  3. Прежде чем отправляться в путь, нужно всегда прогревать автомобиль на холостых оборотах. Таким образом можно продлить срок эксплуатации двигателя.
  4. Перед запуском двигателя рычаг скоростей всегда должен находиться в нейтральном положении.
  5. Необходимо всегда соблюдать показатели грузоподъемности автомобиля. Они должны соответствовать разрешенному весу, о чем говорит инструкция по эксплуатации машины. Если уровень грузоподъемности будет намного выше положенного, быстро выйдет из строя подвеска, сотрутся покрышки.
  6. Нужно постоянно следить за давлением в шинах. Если оно не будет соответствовать норме, то начнет быстро стираться протектор. Причем езда на шинах с пониженным давлением далеко небезопасна. Автомобиль становится плохо управляемым.
  7. Нужно всегда заливать топливо той марки, которая указана в руководстве по эксплуатации.

Эти простые правила являются главными и должны обязательно выполняться. Однако с течением времени автомобилю все равно потребуется ремонт. Изнашиваются детали, выходят из строя некоторые основные узлы.

Особенности передней подвески

Этот узел проверяется в первую очередь. Ведь автомобиль переднеприводный, поэтому состояние подвески должно всегда стоять на первом месте. Важнейшими составляющими подвески являются стойки. За их состоянием нужно всегда следить и проводить постоянный профилактический осмотр.

Передняя подвеска состоит из нескольких групп деталей, которые предназначены для гашения вибрации, ударов и подскоков на неровной дороге. В первую группу входят узлы, которые крепят стойки к кузову автомобиля. Сюда же относится и корпус машины.

Во второй группе расположился гидравлический амортизатор, который вмонтирован в стойку. Инструкция ВАЗ 2109 говорит о том, что ремонт подвески можно свести к минимуму, если постоянно проводить профилактический осмотр.

Это касается тщательной ревизии на предмет наличия трещин, появления деформаций и так далее. Руководство по эксплуатации предписывает осуществлять проверку всех резиновых деталей, состояние шаровых шарниров и величину осадки телескопических стоек.

Детально о коробке передач

Трансмиссия автомобиля подвергается колоссальным нагрузкам. Ее можно назвать важнейшим узлом машины после двигателя. Коробка требует обязательного профилактического осмотра. Его можно проводить самостоятельно. Это поможет продлить жизнь коробки до первого ремонта.

1. Картер коробки передач. 2. Пробка заливного и контрольного отверстий. 3. Пробка сливного отверстия. 4. Регулировочное кольцо. 5. Привод левого переднего колеса. 6. Ведомая шестерня I передачи вторичного вала. 7. Муфта синхронизатора I, II передач и заднего хода. 8. Ведомая шестерня II передачи вторичного вала. 9. Стопорное кольцо. 10. Упорное полукольцо. 11. Ведомая шестерня III передачи вторичного вала. 12. Ступица муфты синхронизатора III и IV передач. 13. Ведомая шестерня IV передачи вторичного вала. 14. Игольчатый подшипник шестерни вторичного вала. 15. Упорная шайба шестерни IV передачи. 16. Шариковый подшипник вторичного вала. 17. Задняя крышка коробки передач. 18. Шариковый подшипник первичного вала. 19. Сапун. 20. Первичный вал. 21. Блокирующее кольцо синхронизатора III и IV передач. 22. Скользящая муфта синхронизатора III и IV передач. 23. Вилка скользящей муфты синхронизатора III и IV передач. 24. Сухарь фиксатора. 25. Шарик фиксатора. 26. Цилиндрический подшипник первичного вала. 27. Рычаг вилки выключения сцепления. 28. Втулка вала вилки выключения сцепления. 29. Картер сцепления. 30. Вилка выключения сцепления. 31. Подшипник выключения сцепления. 32. Роликовый подшипник вторичного вала. 33. Вторичный вал. 34. Ведомая шестерня главной передачи. 35. Роликовый конический подшипник дифференциала. 36. Коробка дифференциала. 37. Сателлит. 38. Стопорное кольцо полуосевой шестерни. 39. Полуосевая шестерня. 40. Ведущая шестерня привода спидометра. 41. Привод правого переднего колеса. 42. Привод спидометра в сборе. 43. Ось сателлитов. 44. Стопорное кольцо оси сателлитов. 45. Защитный чехол шарнира привода переключения передач. 46. Пластина крепления подшипника вторичного вала. 47. Ведомая шестерня V передачи вторичного вала. 48. Скользящая муфта синхронизатора V передачи. 49. Ступица муфты синхронизатора V передачи. 50. Упорная шайба. 51. Вторичный вал пятиступенчатой коробки передач. 52. Ведущая шестерня V передачи первичного вала. 53. Первичный вал пятиступенчатой коробки передач. 54. I. Детали синхронизатора. 55. II. Задняя часть пятиступенчатой коробки передач.

Если не следить за техническим состоянием коробки, не менять масло, то в скором времени начнут выходить из строя передачи. В некоторых случаях скорость начнет выключаться прямо на ходу, безо всяких причин. Ремонт и эксплуатация ВАЗ 2109 во многом зависят от возможностей автовладельца. Обслуживание и ремонт коробки передач включают в себя следующие процедуры:

  • удаляется старое масло;
  • снимается тяга привода;
  • проводится демонтаж троса сцепления;
  • убирается стартер, предварительно отсоединяется минусовая клемма аккумулятора;
  • демонтируются шаровые опоры.

Далее из коробки удаляются внутренние валы. Вместо них вставляются временные болванки. Подобная замена нужна для того, чтобы не произошло смещение с места полуосевых шестеренок. Затем выполняются следующие действия:

  • под двигатель кладутся дополнительные опоры;
  • снимаются подушки двигателя;
  • откручиваются болты крепления коробки к двигателю;
  • коробка снимается с автомобиля;
  • удаляется узел расположения троса сцепления;
  • снимается картерная крышка;
  • удаляется механизм включения пятой передачи;
  • проводится демонтаж муфты синхронизатора, причем снимается муфта совместно со ступицей;
  • убирается кольцо синхронизатора;
  • снимается упорная пластина;
  • извлекается игольчатый подшипник;
  • снимаются фиксаторы, крепящие ведущую шестерню.

После того как будет отсоединена пятая передача, аналогичным способом извлекаются и другие передачи. Потом вынимается шток вилок, извлекаются валы каждой скорости. Проводится демонтаж дифференциала, разбирается механизм выбора передачи.

Детали коробки передач должны быть тщательно осмотрены. Особо внимательно нужно отнестись к обследованию состояния подшипников. Из-за них коробка начинает гудеть, проявляется повышенный износ других ее узлов.

Несколько слов о механизме сцепления

Каждому водителю хорошо известно, как ведет себя машина, когда начинает выходить из строя система сцепления. Переключение передач становится очень сложным, иногда передача просто сбрасывается прямо на ходу. Поэтому, когда коробка будет демонтирована, нужно осмотреть и детали сцепления.

Диск и корзина не должны иметь никаких повреждений. При стирании диска его нужно заменить. При сборке коробки необходимо установить все новые сальники и прокладки. После разборки всегда появляется люфт в соединениях.

Новые сальники помогут ликвидировать такую неисправность. Другие важные детали автомобиля можно будет также проверить самостоятельно. Самое главное — делать все так, как гласит инструкция ВАЗ 2109.

В результате автомобиль будет всегда в идеальном состоянии. Ему не потребуется ремонт, который сегодня достаточно дорог. Поэтому не каждый сможет его сделать на станции технического обслуживания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: