Система охлаждения ваз 2110 16 клапанов - MIRAVTOVAZA.RU

Система охлаждения ваз 2110 16 клапанов

Системы охлаждения переднеприводных ВАЗов

Итак, здравствуйте!
Под влиянием непрекращающихся споров о том, какая конфигурация системы охлаждения двигателя (СОД) лучше, я решил составить небольшой FAQ о том, какие схемы бывают на «передках», чем они лучше или хуже, а Вы уже решите, что собирать себе.
Вся информация найдена на просторах интернета в свободном доступе и я на авторские права не претендую.

Начнем с того, что системы охлаждения (дальше — CО) бывают с «верхним» и «нижним» термостатом.

В системе с «нижним» термостатом термостат устанавливается перед водяным насосом, в термостат поступает охлажденная в радиаторе охлаждающая жидкость (ОЖ), а также неохлажденная жидкость непосредственно из водяной рубашки двигателя. В этом случае термостат обеспечивает поддержание постоянной температуры охлаждающей жидкости на входе в двигатель, смешивая в нужных пропорциях охлажденную и неохлажденную охлаждающую жидкость.
В системе с «верхним» термостатом термостат устанавливается на выходе двигателя и на основании измеренной температуры охлаждающей жидкости на выходе двигателя термостат устанавливает требуемое соотношение потоков охлаждающей жидкости в радиатор для ее охлаждения и в обход радиатора для подачи ее непосредственно в водяной насос, стабилизируя таким образом температуру на выходе двигателя.

У всех двигателей ВАЗ 2101, 2108, 2112, 21126, 1118, 2121, 2123 во всех Ладах (кроме Гранты) СО с «нижним» термостатом.
Гранта, большинство иномарок, Волга, ГАЗель, УАЗ с движками ЗМЗ и УМЗ, почти все советские грузовики и автобусы имеют СО с «верхним» термостатом.
В принципе, отличия невелики — пробежимся по основным машинам.

1) ВАЗ 2101 (и вся классика). Термостат с 3 штуцерами (2 входа, 1 выход) — СО проста до невозможности — движок греет ОЖ, она из головки идет через радиатор, либо напрямую в помпу (откуда ее примет термостат). Вход и выход ОЖ у 1го цилиндра, печка питается с 4го цилиндра и сбрасывается в помпу минуя термостат. С переходом на электровентилятор охлаждения немного улучшился тепловой режим. Пробка с клапанами регулировки давления в СО находится в радиаторе, расширительный бачок (РБ) — «внешний» (т.к. находится после клапанов).

Вывод: простая система со своими недостатками — не всегда точно удерживает температуру в нужных пределах при разных режимах.

2) ВАЗ 2108. СО 2101 эволюционировала — РБ стал проточным и входит в замкнутый контур. Клапана регулировки давления переехали в крышку РБ. ОЖ протекает «сквозь» двигатель — выход у 4го цилиндра, вход в помпу у 1го, за счет этого уменьшилась разница температур в двигателе (более равномерный прогрев). В остальном все то же самое — выход печки и подогрева карбюратора идут в помпу минуя «термос».

Вывод: немного улучшенная классическая СОД.

3) ВАЗ 2110-12. СО 2108 развивается — термостат стал бескорпусным, подогрев уже не карбюратора, а дроссельной заслонки; в отопителе 2110 уже отсутствует кран (хотя и 09-й прекрасно обходится без него), соответственно поток через печку в помпу стал постоянный; ЭБУ видит температуру двигателя и сам решает, когда включать вентилятор охлаждения. Радиатор отопителя получил пароотводящий шланг — воздушные пробки исчезли :)
С установкой корпуса термостата нового образца (6 патрубков) избавились от текущего тройника.

Вывод: та же СОД 2108 в новой оболочке.

Здесь и далее: у автомобилей с электронной дроссельной заслонкой отсутствует подогрев дросселя (соответственно шланги и штуцера тоже)))

4) ВАЗ 2170. Приора без кондиционера полностью аналогична ВАЗ 2112. Отличий нет.
А вот Приора с кондиционером лишилась пароотводящих шлангов с радиатора отопителя (и Panasonic и Halla) (внятных схем пока не нашел). Воздушные пробки возникают при первой заливке ОЖ, но сравнительно легко выгоняются.

Вывод: та же «десятка»)).

5) Калина. Единственные отличия от 2111, которые я нашел — измененная форма корпуса термостата и точка соединения РБ перенесена с малого контура на обратку большого контура. Радиатор отопителя без пароотвода и очень плотная компоновка приносит сюрпризы — у Калин часто завоздушивается СО.

Вывод: те же яйца, только в профиль.

6) Гранта. Термостат «верхний» — радиатор на холодную совсем закрыт, из малого контура остался только отопитель. Радиаторы отопителя и охлаждения — одноходовые — меньше сопротивление потоку, соответственно быстрее бегает ОЖ и быстро удаляется воздух.
Из плюсов: немного быстрее прогрев двигателя, раньше начинает идти теплый воздух из печки, нет «лишних» шлангов.
Минусы: немного больше инерционность СО и рабочая температура обычно немного ниже по сравнению с «нижним» термосом.

Вывод: хотели как лучше, а получилось как всегда) ИМХО

Это все были стоковые системы, а здесь немного оптимальных доработок этих систем.

Система охлаждения на ВАЗ 2110 инжектор (8 и 16 клапанов)

Проверка системы

Примечательно, что недогрев и перегрев опасны для мотора в равной степени. Дабы разобраться в особенностях ремонта СО, для начала следует узнать принцип ее работы.

Как работает СО

Схема СО

  1. На 8 клапанном инжекторном ВАЗ 2110 система охлаждения работает за счет охлаждающей жидкости, принудительно циркулирующей по ней. При нагреве мотора возникает избыточное давление, которое выходит по средствам выпускного клапана.
  2. Для 16 клапанного инжекторного ВАЗ 2110 система охлаждения имеет оптимальную рабочую температуру в диапазоне 90-95 градусов по Цельсию. А клапан срабатывает при возникновении давления с показателями от 1,2 до 1,4 кгс/см2.
  3. Когда избыточное давление выходит, двигатель возвращается к нормальной температуре, включается впускной клапан. Так происходит цикл за циклом.
  4. При нарушении баланса давления происходит перегрев, последствиями которого могут быть различного рода поломки, включая необходимость в полной замене силового агрегата.
  5. За счет работы термостата и электровентилятора, у ВАЗ 2110 поддерживается необходимая постоянная рабочая температура. На головке блока цилиндров расположен датчик, который передает на блок управления сведения о текущей температуре охлаждающей жидкости.
  6. От датчика температуры ОЖ идет команда к системе охлаждения, которая начинает работать с целью снизить нагрев двигателя.
  7. При наличии электронного впрыска в конструкции автомобиля, она также располагает специальным датчиком, который отправляет сообщение на электронный блок управление о перегреве силового агрегата.
  8. С помощью насоса подается охлаждающая жидкость, распределяемая термостатом.
  9. При включении двигателя ему требуется нагреться до рабочих показателей температуры. Для этого термостат направляет жидкость охлаждения по малому контуру, не включая циркуляцию через радиатор. Малый контур включает в себя:
    1. Отопитель для прогрева салона;
    2. Блок нагрева карбюратора (естественно, только на карбюраторных ВАЗ 2110);
    3. Подогрев блока дроссельного узла;
    4. Впускной коллектор.
  10. Когда двигатель нагревается примерно до 90 градусов по Цельсию, термостат отправляет часть ОЖ к радиатору. При срабатывании датчика перегрева двигателя, вся жидкость охлаждения циркулирует уже по большому контуру.

Характерные неисправности

Если система охлаждения «десятки» начинает функционировать не так, как ей положено, это говорит о появлении неисправностей.

Определить их можно по характерным признакам.

  • Пропадает охлаждающая жидкость из системы.
  • Двигателю требуется много времени для прогрева, либо он плохо прогревается. Если для вашего региона характерны сильные морозы, и слабый прогрев наблюдается именно зимой, причина кроется, скорее всего, в климате. Потому советуем утеплить моторный отсек.
  • Происходит детонация мотора. Если возникла подобная ситуация, система охлаждения неисправно уже давно, а вы все равно продолжали эксплуатировать автомобиль.
  • Датчик на панели приборов достиг крайней красной зоны.
  • Крутящий момент снижается. Такое явление характерно для ситуации, когда двигатель перегрелся и наблюдается пропуск на прокладке головки.
Читайте также  Выхлопная система ваз 2114

Как исправить проблемы

Теперь поговорим об устранении этих неисправностей согласно озвученному списку.

  1. Охлаждающая жидкость не может пропасть по взмаху волшебной палочки, она не испаряется под действием температуры. Потому проверять нужно все патрубки, шланги, хомуты, радиатор и прочие компоненты. Где-то обязательно есть повреждение, вызывающее протечку.
  2. Если зимой вам приходится долго стоять на месте, дожидаясь прогрева двигателя, попробуйте утеплить моторный отсек. Существует множество способов сделать это — от классического «тулупа» для двигателя, до применения простой картонки перед радиатором в зимний период или использования специальных утеплителей. Следите обязательно за тем, чтобы ваши утеплители не задевали ремень генератора.
  3. При детонации можем лишь посочувствовать автомобилю, поскольку его владелец полностью игнорировал все сигналы машины о том, что СО находится в неисправном состоянии. Если простейшие меры по ремонту дадут положительный результат, считайте, что вам крупно повезло. Если нет, тогда ремонта двигателя не избежать. А это уже совсем другие суммы денег.
  4. Когда стрелка датчика оказалась в красной зоне, незамедлительно предпринимайте соответствующие меры. Заглушите двигатель, чтобы чрезмерный перегрев не привел к еще более печальным последствиям. Поднимите капот, проверьте наличие жидкости в бачке. Только не открывайте его, там очень горячо. При своевременной реакции можно избежать закипания и свиста из-под капота. Но своим ходом до СТО лучше не ехать. Вызывайте эвакуатор.
  5. Ситуации, когда рвутся прокладки головки мотора, не редкость. Но сталкиваться с ними не желаем никому. Подобная поломка говорит о том, что вам необходимо в обязательном порядке приступать к полноценному ремонту двигателя. Самостоятельно или на автосервисе — решайте сами.

Меры профилактики

Огромной части поломок можно избежать, если соответствующим образом относиться к собственному автомобилю. Да, никто не исключает непредвиденных ситуаций, однако простые меры профилактики обязательно должны стать для вас нормой обращения с машиной:

  • Проверяйте постоянно показатель уровня жидкости охлаждения в бачке, при необходимости доливайте;
  • Для своего ВАЗ 2110 не поскупитесь на качественную охлаждающую жидкость;
  • Не применяйте простую воду в качестве охладителя, поскольку она обладает меньшей температурой кипения, способствует образованию накипи и коррозии внутри системы охлаждения;
  • Всегда смотрите на показания датчика температуры ОЖ, расположенные в салоне. Избегайте ситуаций, когда стрелка переходит красную границу.

Очевидно, что СО — это важнейший узел в подкапотном пространстве, от эффективности работы которого зависит состояние, работоспособность двигателя и не только. Потому крайне важно бережно относиться к системе охлаждения, следить за ее состоянием, своевременно предпринимать действия по устранению возникающих неисправностей.

Устройство, профилактика и обслуживание системы охлаждения двигателя ВАЗ 2110

В случае, когда система охлаждения автомобиля исправна — двигатель работает в комфортном режиме, и вся система внутреннего сгорания обеспечивает надежную работу машины во время движения. Если же у ВАЗ 2110 греется двигатель, значит, где-то непорядок, необходимо обеспечить все для того, чтобы температура выровнялась. Перегрев – это так же плохо, как и недогрев. Но чтобы устранить неисправности системы охлаждения, прежде всего, следует знать, как она функционирует.

Схема устройства системы охлаждения

Особенности работы

На ВАЗ 2110 применена жидкостная система охлаждения, имеющая принудительную циркуляцию. Когда двигатель нагревается (оптимальная рабочая температура примерно 90-95°С), возникает избыточное давление, которое обеспечивает выпускной клапан крышки расширительного бачка. Чтобы не возникал перегрев, когда давление доходит примерно до 1,2 -1,4 кгс/см2, клапан открывается. Впускной же начинает функционировать, когда двигатель остывает и его давление относительно атмосферного, падает.

Если баланс давления по какой-то причине не соблюдается, тогда и возникает перегрев, который грозит двигателю многими дорогостоящими неприятностями.

Постоянная рабочая температура обеспечивается, а также поддерживается термостатом и электро вентилятором. Датчик, находящийся на головке блока цилиндров, передает блоку управления данные о температуре ОЖ, и уже оттуда поступает команда, на которую быстро реагирует система охлаждения, чтобы устранить перегрев двигателя.Если машина имеет электронный впрыск, на ней также есть дополнительный датчик, сообщающий на ЭБУ, есть ли перегрев мотора.

Помпа (насос) подает ОЖ, которую распределяет термостат. Когда двигатель только начинает работать, ему необходим подогрев до рабочей температуры. Тогда термостат обеспечивает движение жидкости по малому кругу (без включения циркуляции жидкости через радиатор). Таким образом, в малый круг попадают:

  • отопитель, обеспечивающий подогрев салона;
  • блок подогрева карбюратора (если у вас не ВАЗ инжектор);
  • впускной коллектор;
  • подогрев блока дроссельного узла.

После того, как состоялся подогрев двигателя до температуры около 90°С, термостат посылает часть жидкости через радиатор, а когда уже датчик показывает, что начинается перегрев, вся ОЖ начинает циркуляцию по большому кругу.

Проявление неисправностей

О том, что система охлаждения подводит, могут свидетельствовать рад признаков, среди которых:

  1. Из системы исчезает тосол;
  2. Двигатель долго и плохо прогревается. Если это связано с погодными условиями (мороз, отсутствие гаража), то нужно утеплить двигатель;
  3. Двигатель детонирует. Такая ситуация чаще всего может возникнуть из-за того, что машина, в которой неисправна система охлаждения, долго эксплуатируется без надлежащего ремонта;
  4. Датчик, находящийся на панели приборов, показывает достижение угрожающей температуры ОЖ (стрелка в красной зоне);
  5. Теряется крутящий момент. Это весьма неприятное явление, при котором, чаще всего именно из-за того, что произошел перегрев двигателя, пропускает прокладка головки.

Ремонт

Рассмотрим, как исправить проблемы, возникающие в системе охлаждения согласно порядку их перечисления:

  • тосол не может исчезать просто так, в закрытой системе он не испаряется, значит – нужно найти течь и устранить ее. Прежде всего, необходимо проверить все шланги и патрубки, возможно, они плохо закреплены, или хомуты износились. Также внимательно осмотрите радиатор охлаждения на предмет протекания;
  • если в морозы приходится долго прогревать двигатель до рабочей температуры, прежде чем трогаться в путь, значит, его нужно утеплить. Причем, если в местности, где эксплуатируется ВАЗ 2110, морозы выше -10°С долго не держатся, то достаточно утеплить во время езды радиатор (например, с помощью картонки, которая должна быть на этот случай в багажнике). Если же речь идет о серьезных испытаниях холодом, то придется утеплить, что называется, капитально. Тогда долгий подогрев не понадобится. Можно, конечно, приобрести «тулуп» для двигателя, но это дорого и не всегда оправдано. Можно использовать для этой цели тивиплен или изофлекс с пенополиуретаном. Только придется долго повозиться – вырезать, подогнать, закрепить. В конце концов, чтобы утеплить, подойдет и войлок, даже старое одеяло, закрепленное под капотом с помощью подручных материалов. Следите только, чтобы крепление было надежным, и кусок вашего утеплителя не попал под ремень генератора;
  • если двигатель уже начал детонировать, то, скорее всего, вы достаточно «потрудились» для этого, не обращая внимания на «сигналы», которые подавала система охлаждения. Хорошо, если все «пройдет» после приведения ее в порядок, но может понадобиться и ремонт двигателя – а это плохо, неприятно и дорого;
  • стрелка датчика температуры ОЖ в красном секторе требует немедленной реакции водителя. Прежде всего желательно заглушить машину, чтобы перегрев не вызвал серьезных последствий. Откройте капот и посмотрите, есть ли в бачке ОЖ, но пробку пока не откручивайте, можно обжечься. Если вы вовремя среагируете на датчик, то до кипения не дойдет, из-под капота не повалит пар и не раздастся свист;
  • особенно неприятный момент, когда прорывает прокладку головки двигателя. Тогда уже не избежать серьезного ремонта.

Профилактика

Исходя из вышесказанного, возьмите за привычку:

  • регулярно проверять уровень ОЖ;
  • использовать только качественную охлаждающую жидкость;
  • никогда не использовать воду, поскольку у нее ниже температура кипения, чем у тосола, к тому же вода способствует быстрейшей коррозии деталей системы охлаждения;
  • обращать внимание на датчик температуры тосола и не доводить до того, чтобы стрелка «посещала» красный сектор.

Система охлаждения двигателя на ВАЗ-2110 и ВАЗ 2111

↑ Устройство системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110 (с карбюратором)

1 – радиатор отопителя; 2 – пароотводящий шланг радиатора отопителя; 3 – шланг отводящий; 4 – шланг подводящий; 5 – датчик температуры охлаждающей жидкости (в головке блока); 6 – шланг подводящей трубы насоса; 7 – термостат; 8 – заправочный шланг; 9 – пробка расширительного бачка; 10 – датчик указателя уровня охлаждающей жидкости; 11 – расширительный бачок; 12 – выпускной патрубок; 13 – жидкостная камера пускового устройства карбюратора; 14 – отводящий шланг радиатора; 15 – подводящий шланг радиатора; 16 – пароотводящий шланг радиатора; 17 – левый бачок радиатора; 18 – датчик включения электровентилятора; 19 – электродвигатель вентилятора; 20 – крыльчатка электровентилятора; 21 – правый бачок радиатора; 22 – сливная пробка; 23 – кожух электровентилятора; 24 – зубчатый ремень привода механизма газораспределения; 25 – крыльчатка насоса охлаждающей жидкости; 26 – подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 27 – подводящий шланг к жидкостной камере пускового устройства карбюратора; 28 – отводящий шланг.

↑ Система охлаждения двигателя ВАЗ-2111 (с системой впрыска топлива)

Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает повышенное (по сравнению с атмосферным) давление в системе на горячем двигателе (за счет этого температура кипения жидкости становится выше, уменьшаются паровые потери). Он открывается при давлении 1,1-1,5 кгс/см2. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03-0,13 кгс/см2 (на остывающем двигателе).

Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора. Последний включается датчиком, ввернутым в левый бачок радиатора (на двигателе ВАЗ-2110) или через реле по сигналу электронного блока управления двигателем (на двигателях ВАЗ-2111, -2112). Контакты датчика замыкаются при температуре 99±2°С, а размыкаются при температуре 94±2°С.

↑ Контроль температуры

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку блока цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели. В выпускном патрубке впрыскных двигателей (ВАЗ-2111, ВАЗ -2112) установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем.

↑ Насос охлаждающей жидкости

Насос охлаждающей жидкости – лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма. Корпус насоса – алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с «пожизненным» запасом пластичной смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний – крыльчатка. К торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитосодержащей композиции, под которым находится сальник. При выходе насоса из строя рекомендуется заменять его в сборе.

Перераспределением потоков жидкости управляет термостат. На холодном двигателе перепускной клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор.

На двигателе ВАЗ-2110 малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева карбюратора и жидкостную камеру полуавтоматического пускового устройства. На двигателях ВАЗ-2111, ВАЗ-2112 жидкость, кроме отопителя, подается к блоку подогрева дроссельного узла (подогрев впускного коллектора не предусмотрен).

При температуре 87±2°С перепускной клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок; при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 102°С патрубок полностью открывается, и вся жидкость циркулирует по большому кругу. Ход основного клапана должен составлять не менее 8 мм.

↑ Термостат

Термостат двигателя ВАЗ-2112 имеет повышенное сопротивление байпасного клапана (дроссельное отверстие), за счет чего увеличивается поток жидкости через радиатор отопителя.

↑ Расширительный бачок

Охлаждающая жидкость заливается в систему через расширительный бачок. Он изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости. Бортовая система контроля также сообщает о падении уровня жидкости, для этого в крышке бачка предусмотрен датчик. С бачком также соединены две пароотводные трубки: одна – от радиатора отопителя, другая – от радиатора охлаждения двигателя.

↑ Радиатор

Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый – с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой.

Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводной трубки.

Не рекомендуется использование воды в системе охлаждения: горячая вода вызывает интенсивную коррозию алюминиевых деталей.

Устройство системы охлаждения ваз 2110 и ее ремонт

Система охлаждения ВАЗ 2110 напрямую влияет на качество работы силовой установки автомобиля. Ее главная задача – это прогрев мотора до рабочей температуры и охлаждение, когда это необходимо. Неисправности в этой системе появляются редко, но при их обнаружении требуется незамедлительный ремонт. Работа двигателя с дефектами в системе охлаждения двигателя (СОД) приводит к износу всех деталей, как результат, существенно сокращается ресурс силовой установки. В данном материале описана схема работы СОД, основные неисправности и пути их решения. Ремонт лучше доверить специалистам из автосервиса, но если есть опыт в обслуживании авто, то можно попробовать решить проблему самостоятельно.

Как работает СО

Ремонт системы охлаждения

Рассмотрим, как исправить проблемы, возникающие в системе охлаждения согласно порядку их перечисления:

  • тосол не может исчезать просто так, в закрытой системе он не испаряется, значит – нужно найти течь и устранить ее. Прежде всего, необходимо проверить все шланги и патрубки, возможно, они плохо закреплены, или хомуты износились. Также внимательно осмотрите радиатор охлаждения на предмет протекания;
  • если в морозы приходится долго прогревать двигатель до рабочей температуры, прежде чем трогаться в путь, значит, его нужно утеплить. Причем, если в местности, где эксплуатируется ВАЗ 2110, морозы выше -10°С долго не держатся, то достаточно утеплить во время езды радиатор (например, с помощью картонки, которая должна быть на этот случай в багажнике). Если же речь идет о серьезных испытаниях холодом, то придется утеплить, что называется, капитально. Тогда долгий подогрев не понадобится. Можно, конечно, приобрести «тулуп» для двигателя, но это дорого и не всегда оправдано. Можно использовать для этой цели тивиплен или изофлекс с пенополиуретаном. Только придется долго повозиться – вырезать, подогнать, закрепить. В конце концов, чтобы утеплить, подойдет и войлок, даже старое одеяло, закрепленное под капотом с помощью подручных материалов. Следите только, чтобы крепление было надежным, и кусок вашего утеплителя не попал под ремень генератора;
  • если двигатель уже начал детонировать, то, скорее всего, вы достаточно «потрудились» для этого, не обращая внимания на «сигналы», которые подавала система охлаждения. Хорошо, если все «пройдет» после приведения ее в порядок, но может понадобиться и ремонт двигателя – а это плохо, неприятно и дорого;
  • стрелка датчика температуры ОЖ в красном секторе требует немедленной реакции водителя. Прежде всего желательно заглушить машину, чтобы перегрев не вызвал серьезных последствий. Откройте капот и посмотрите, есть ли в бачке ОЖ, но пробку пока не откручивайте, можно обжечься. Если вы вовремя среагируете на датчик, то до кипения не дойдет, из-под капота не повалит пар и не раздастся свист;
  • особенно неприятный момент, когда прорывает прокладку головки двигателя. Тогда уже не избежать серьезного ремонта.

Неисправности системы охлаждения и способы их устранения

Неполадок системы охлаждения может быть достаточно много. Связано это в большинстве случаев не столько с надёжностью СОД, сколько с низким качеством комплектующих. Типичные неисправности бывают следующие:

  • низкий уровень ОЖ в бачке из-за нарушенной герметичности соединений шлангов, повреждения бачка;
  • отсутствие давления в системе, вызванное вышедшим из строя водяным насосом;
  • перегрев жидкости из-за неработающего в нормальном режиме электровентилятора – неисправны электровентилятор, реле, датчик температуры;
  • выход из строя термостата – определить эту неисправность можно по двум признакам: либо ОЖ циркулирует только по большому кругу, либо только по малому, в результате двигатель не нагревается или перегревается.

Рекомендуется регулярно пользоваться режимом самодиагностики для своевременного выявления отклонений в температурном режиме и следить за уровнем охлаждающей жидкости в расширительном бачке.

Утечка антифриза

Сначала следует проверить уровень ОЖ в расширительном бачке. Если он низкий, нужно осмотреть подкапотное пространство на предмет наличия подтёков. Обычно причина их появления в слабом соединении хомутов, повреждении радиатора или радиатора печки. Во всех случаях потребуется замена элементов.

Циркуляция тосола в системе

Чтобы проверить наличие давления в системе, следует открыть крышку расширительного бачка и посмотреть, как внутрь поступает тосол. Плохая циркуляция может стать следствием загрязнения СОД, в этом случае потребуется ее промывка. Другая причина заключается в выходе из строя помпы, но в этом случае гарантированно будет оборван ремень ГРМ, и последует дорогостоящий ремонт загнутых клапанов.

Двигатель перегревается

Причиной в большинстве случаев становится неисправный термостат. Для проверки нужно потрогать рукой нижний и верхний патрубки радиатора. Если верхний при рабочей температуре двигателя будет горячий, а нижний остаётся холодным, значит, термостат заклинил в закрытом положении.

Если он заклинит в открытом виде, двигатель будет долго прогреваться. Летом это не страшно, а зимой принесет массу неудобств. В обоих случаях термостат подлежит замене. Двигатель может перегреваться, если в системе есть воздушная пробка, или не работает электровентилятор. Также надо проверить радиатор – возможно, его соты забиты грязью.

Замена водяного насоса

Для удобства лучше снять и убрать в сторону адсорбер, не отсоединяя шлангов. Пластиковая накладка сверху на двигателе и защитный кожух привода ГРМ тоже нужно снять. Дальнейший алгоритм действий такой:

  1. Домкратом приподнять правую переднюю сторону, тем самым вывесить колесо, в дальнейшем это понадобится для установки меток.
  2. Колесо нужно снять, открутить гайку крепления шкива коленчатого вала и снять шкив.
  3. Ослабить гайки крепления роликов-натяжителей и снять ремень привода газораспределительного механизма.
  4. Вставить подходящий деревянный брусок между шестернями распредвалов, предотвратив их прокручивание.
  5. Открутить три крепежных болта, фиксирующих помпу, и снять насос.

Новая помпа устанавливается в обратном порядке, рекомендуется нанести на места соприкосновения с блоком небольшой слой силиконового герметика.

После завершения работы нужно долить охлаждающую жидкость и проверить работоспособность системы.

Замена радиатора

Следует сначала слить антифриз из системы, открутив сливную пробку в нижней части радиатора, предварительно подставив подходящую ёмкость. Далее нужно слить охлаждающую жидкость с рубашки блока. Дальнейшая работа проводится следующим образом:

  1. Снятие фишки проводов и отключение электровентилятора.
  2. Открутить два болта с левой стороны.
  3. Открутить две гайки сверху и болт внизу.
  4. Теперь можно снять радиатор вместе с электровентилятором, отсоединив предварительно нижний и верхний патрубок.

Новый радиатор устанавливается в обратной последовательности, рекомендуется поменять охлаждающую жидкость.

Замена термостата

Перед заменой термостата следует слить охлаждающую жидкость из радиатора и из блока цилиндров. Теперь нужно ослабить хомуты патрубков, подходящих к термостату и демонтировать его. Новое устройство устанавливается в обратной последовательности, рекомендуется заменить и хомуты.

Все эти работы, а также замена соединительных шлангов или радиатора отопителя могут осуществляться в гаражных условиях. Для этого не обязательно обращаться в автосервис. Замена помпы стоит не менее 800 рублей, термостата – 400-500, радиатора – 300-400. Суммы не такие большие, но и работа несложная. Делать своими руками или воспользоваться услугой СТО – каждый выбирает для себя сам.

Промывка системы охлаждения

В современных автомобилях в качестве охлаждающей жидкости используется антифриз или тосол. ОЖ рано или поздно начинает выкипать, а значит, в бачке снижается ее уровень. Раньше автолюбители доливали в систему дистиллированную воду, сейчас – антифриз той же марки. Охлаждающая жидкость отводит тепло от мотора и, проходя через радиатор, охлаждается для дальнейшей циркуляции. Тосол частично смазывает элементы и узлы системы охлаждения, защищая их от коррозии.

При значительном пробеге (более 75 000 км) без замены ОЖ она практически теряет все свои свойства, постепенно темнеет, изменяется ее запах. Такие симптомы свидетельствуют и о загрязнении СОД. В любом случае потребуется замена антифриза с предварительной промывкой. Если этого не сделать, свежая жидкость быстро загрязнится, и придется повторить процедуру.

Чистка или промывка системы охлаждения состоит из двух основных этапов. Сначала нужно снять радиатор и вручную очистить его соты в виде решетки от грязи и насекомых. Лучшим для этого инструментом будет автомобильная мойка высокого давления – направленная струя быстро выбьет из сот всю грязь. При этом чтобы не повредить мягкие алюминиевые пластины, нужно обрабатывать радиатор с расстояния не менее одного метра.

На следующем этапе можно приступить к промывке системы. Так не только очищают СОД от грязи, но и удаляют ржавчину и накипь (особенно, если использовалась вода). Промывание понадобится и после решения некоторых проблем с двигателем, когда в систему охлаждения попадают моторное масло и газы из камер сгорания, что также оказывает негативное воздействие на СОД. Для очистки используются специальные средства или обычная дистиллированная вода.

Перед началом процедуры следует слить весь старый антифриз с радиатора и с блока цилиндров. Чтобы ускорить процесс, открутите крышку расширительного бачка. При этом двигатель должен быть остывшим. Промывка проводится в несколько простых шагов:

  1. Закрутить все сливные пробки и залить в расширительный бачок дистиллированную воду или специальный раствор для промывки.
  2. Запустить двигатель и дать ему поработать на холостом ходу 15-20 минут, пока температура не поднимется до рабочих значений вплоть до запуска принудительного охлаждения электровентилятором. Во время работы двигателя отопитель должен работать на обогрев с максимальными оборотами.

Если температура поднимается слишком быстро, или есть другие отклонения, это может свидетельствовать о наличии воздуха в системе. В этом случае нужно избавиться от воздушной пробки любым доступным способом. Потом можно заглушить двигатель и дать ему остыть, затем слить жидкость из системы.

При сильном загрязнении следует процедуру промывки повторить и продолжить до тех пор, пока не начнет сливаться чистая жидкость. После этого можно заливать антифриз.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: